Евгений Халдей: рыцарь без страха и упрёка

20 ноября 1945 года начался Нюрнбергский процесс над руководством фашистской Германии, на котором снимки нашего известного земляка фронтового фотографа Евгения Халдея рассматривали среди доказательств преступлений фашистов. Фотография «Знамя Победы над рейхстагом, сделанная его руками, стала символом Великой Победы.

Об этом удивительном человеке и его вкладе в Великую Победу рассказал председатель Совета ветеранов ДонГУ, донецкий журналист Виктор Вовенко, который был лично знаком с Евгением Халдеем. Виктор Вовенко рассказал нам, каким он знал и запомнил фотографа Победы.

  

  «Знамя Победы над рейхстагом»

Все мы видели знаменитый снимок фронтового фотокорреспондента Евгения Халдея «Знамя Победы над рейхстагом». А ведь автор этого снимка и тысяч других, сделанных во время Великой Отечественной, наш земляк дончанин Евгений Ананьевич Халдей, он провёл на войне все 1418 дней и ночей. Мне посчастливилось неоднократно встречаться с ветераном в Москве и в Донецке, слушать его воспоминания о войне и о людях, с которыми свела фотожурналиста нелёгкая военная судьба, помогать ему устраивать выставки, которые он с удовольствием показывал землякам. И, конечно, не раз он вспоминал не только фронтовые дороги, но и знаменитый Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года, называл сотни имён его участников-донбассовцев, кого он тогда снимал.

Участие в Нюрнбергском процессе

А потом Евгений Ананьевич, один из немногих фотокорреспондентов, принимал участие в Нюрнбергском процессе, судившем нацистских преступников. Об этом он вспоминал с особой болью, ведь в годы войны он потерял старика-отца и трёх сестёр, всех их сбросили фашисты в шурф шахты №4/4-бис только потому, что они евреи. В 1918 году, когда черносотенцы устроили в Юзовке погром, их не было дома и они уцелели, тогда не повезло его матери, она за мгновение до выстрела бандита успела заслонить собой сына. Она погибла, пуля у годовалого Жени прошла рядом с сердцем, но мальчишку тогда выходили. Случилось это в Юзовке, на бывшей 4-й линии (ныне – улица Октябрьская).

Участие в освобождение Керчи

О том, что их нет, Халдей узнал уже в конце войны, участвуя в освобождении Керчи, когда он снимал не только моряков-десантников и красноармейцев, штурмовавших город, но и противотанковый ров за годом, заполненный тысячами трупов расстрелянных нацистами мирных граждан. Этот снимок, на который нельзя смотреть без содрогания, тоже лёг на стол Нюрнбергского процесса как яркое доказательство звериной сущности немецкого фашизма, его злодеяний на советской земле.

Воспоминания о войне, Константине Симонове и земляках-донбассовцах

Евгений Ананьевич много рассказывал о войне, о тех, кто воевал и не дожил до Победы, вспоминал десятки людей, очень тепло отзывался о Константине Симонове, с которым был вместе на полуострове Рыбачьем на Севере, о великом нашем полководце Маршале Жукове, о людях Донбасса, со многими из них он не только воевал, но и дружил ещё до войны и в послевоенные годы. О знаменитой  трактористке дважды Герое Социалистического Труда Паше Ангелиной, её Халдей снимал ещё в 30-е годы, о воспитаннице Сталинского аэроклуба Надежде Поповой, прославленной лётчице 46-го гвардейского Таманского авиаполка, ставшей Героем Советского Союза, о своём друге, кавалере трёх  солдатских медалей «За отвагу» Борисе Виткове, после войны ставшем фотокорреспондентом молодёжной газеты «Комсомолец Донбасса», и многих других.

Евгений Халдей – фотограф сталинской эпохи

Евгений Ананьевич после войны работал в газете «Правда», затем в «Советской культуре», выпустил несколько фотоальбомов у нас в стране и за рубежом. Примечательно, что французское правительство удостоило нашего земляка одной из почетнейших наград – «Рыцарского ордена в области искусств и литературы», о нем снят документальный фильм «Евгений Халдей – фотограф сталинской эпохи». Это достойная оценка репортера, сохранившего для потомков бесценные фронтовые снимки – свидетельство мужества и самоотверженности советских солдат.

#Научныйполк #Научныйполк2025

Оставьте отзыв

Ваш email не будет опубликован.


*