Куём Победу вместе. Иван Гресь: с фронта в науку
Мы продолжаем знакомить наших читателей с судьбами студентов, преподавателей, сотрудников, которые стали участниками и ветеранами специальной военной операции, в рамках университетского проекта «Куём Победу вместе». Сегодня наш герой — студент филологического факультета Иван Гресь, который в феврале 2022 года добровольцем ушел на фронт.
С фронта в науку
Иван – студент магистратуры направления подготовки «Фундаментальная прикладная лингвистика» на филологическом факультете. Работает лаборантом на кафедре инженерной и компьютационной педагогики в Институте педагогики ДонГУ.
Родился в Донецке в 2001 году.
24 февраля 2022 года, откликнувшись на призыв университета, без повестки Иван отправился в военкомат. Его зачислили в 115 стрелковый полк, который вскоре был направлен в Харьковскую область. Мама Ивана – медсестра, благодаря ей у него есть базовые медицинские навыки. Так его определили в отдельный медвзвод. Тем не менее, Иван был задействован в различных необходимых на фронте работах: строил укрепления, копал окопы, занимался такелажными работами.
– Вес ящиков со снарядами был от 50 до 82 килограммов, а вес ящиков с ракетами для «Града» – от 82 до 120 килограммов. Один ящик мы несли вдвоем, а ящики с ракетами – вчетвером. За выход на погрузку-разгрузку мы переносили 30-50 ящиков, и таких выходов могло быть несколько в день, а в активные фазы наступления и больше. Конечно, нам на помощь привлекались другие подразделения, но в основном всю работу мы делали силами трех взводов. Когда приезжали машины с патронами или хотя бы минами, это было счастьем, так как все, что меньше 50 килограммов, считалось легкой работой. Конечно, со временем мы привыкли к таким нагрузкам, работать стало в разы проще, чем было сначала.
В Харьковской области шли ожесточенные бои, товарищи Ивана принимали в них участие, погибали.
– В один из дней я стоял на посту на открытой местности. Лишь небольшие траншеи могли служить укрытием. Внезапно я почувствовал, будто бы с минуты на минуту начнется обстрел. Целый день было подозрительно тихо, лишь с утра обстреляли позиции наших войск в соседнем поселке Веселое. Поддавшись возникшему чувству, я спустился в траншею, и вскоре начался обстрел кассетными снарядами, которые имеют большую площадь поражения. Несколько «кассет» прилетело совсем рядом, и если бы я заранее не спустился в траншею, шансы выжить были бы невелики.
В мае 2022 года 115 полк вывели из Харьковской области и передислоцировали в ДНР, после чего расформировали. Ивана зачислили в огнеметную роту 100-й бригады. Около месяца на полигоне обучали стрелять из разных видов оружия, отрабатывали наступления и отступления.
После чего Иван стал принимать участие уже непосредственно в боевых действиях. Полтора месяца он находился на позициях в Красногоровке, затем его перевели в Невельское.
– Когда мы заступали на боевые позиции на первой линии обороны в Невельском, нас было четыре человека. За три дня пребывания на позициях из огнеметчиков в строю остался я один: двое были ранены, третий – не выдержал нервного напряжения и его перевели на другие позиции. Еще около трех дней я находился там один – вместе со своим пехотным огнеметом «Шмель». В дальнейшем приходилось выполнять, к примеру, такие задачи: дойти-доползти до врага, и, пока пехота отвлекает, стрелять из огнемета и уходить.
В огнеметной роте пришлось привыкать к новым нагрузкам. Там уже требовалась не только сила, но и выносливость. Ходили в полной боевой экипировке: а это бронежилет, разгрузочный жилет, каска, автомат, четыре магазина к нему и два огнемета на человека.
– Носить огнеметы было крайне неудобно. Они очень большие, носятся в соединенном между собой виде. Что-то вроде рюкзака, но ремни для их переноски постоянно соскальзывали со снаряжения, а сами огнеметы за что-то цеплялись, особенно когда нужно было идти через лесопосадку или кустарники. В общем, дойти до точки размещения было тем еще испытанием. На боевой выход мы обычно брали по одному огнемету, который удобно висел за спиной на ремне и не так сильно мешал, как два. Еду и воду носили в рюкзаках, но уже после того, как разместимся на новой позиции, чаще всего на следующий день. До этого момента питались тем, что есть у подразделения, которое уже находится на тех позициях.
Иван служил до глубокой осени. Окопы и блиндажи были не только защитой от вражеских беспилотников и артиллерийских обстрелов, но и домом. Он участвовал в штурмовых действиях, держал оборону, а между боями перевязывал раненых и помогал эвакуировать их.
– После включения Донбасса в состав России наша бригада пополнилась добровольцами с «большой земли», которые приехали помогать и не сразу освоились в боевой обстановке. Как-то после штурма мы вместе эвакуировали раненых. Остановились на пару минут отдохнуть возле блиндажа, так как раненые были не «тяжелыми», и небольшая передышка не отразилась бы на их состоянии. Добровольцы стали снимать бронежилеты, чтобы дальше было легче нести раненых. Я пытался их остановить, но они были убеждены, что ничего не случится, так как мы уже прошли линию боевого соприкосновения. Я объяснял, что нас может «увидеть» беспилотник, тем более что на оставшейся части пути были открытые участки. Они меня не послушали. Когда мы были на полпути к пункту эвакуации, по нам начали стрелять из польского миномета. «Работает» он бесшумно, свиста мины не слышно даже перед прилетом. Одна из мин упала рядом с нами, и еще двоих ранило осколками; благо, ранения были легкими: «поцарапало» ноги. Мне же повезло: осколок попал прямо в бронежилет! Остаток пути до лесопосадки мы бежали и задачу по эвакуации выполнили. А ребята вернулись на позиции спустя два дня.
В конце ноября 2022 года Иван был демобилизован, чтобы продолжить учебу.
Екатерина Дудникова, главный редактор газеты «Университетские вести» ДонГУ
Оставьте отзыв