Донбасский спорт – симбиоз труда и побед
Массовая пропаганда физкультуры в России началась в России в конце 1920-х годов. Тогда прошли первые спартакиады. С тех пор правительство не сворачивало с выбранного курса, ведь спорт – это здоровье нации. О том, как становятся спортсменами, чемпионами, рекордсменами и потом успешными тренерами, мы расскажем на примере преподавателей Института физической культуры и спорта Донецкого государственного университета.
Александр Адольфович Жуков, мастер спорта СССР международного класса, участник Олимпиады 1996 года (г. Атланта США), старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры Института физической культуры и спорта Донецкого государственного университета.
Александр Жуков родился и вырос в Донецке, в советское время, когда занятия спортом были образом жизни для детей и подростков. Он вспоминает, что спортом не занимались только те, у кого были проблемы со здоровьем. Большинство советских школьников все свободное от учебы время проводили в тренировках, и это было нормой.
Александр Жуков начинал с плавания, затем занимался самбо в клубе «Динамо». А потом выиграл школьные соревнования по легкой атлетике и его пригласили заниматься прыжками с шестом у известного тренера Павла Яковлевича Мильченко. С ним Александр достиг серьезных результатов – стал вторым на чемпионате СССР среди юношей, в 17 лет выполнил норматив мастера спорта. Когда в Донецк приехал тренер Петров, который тренировал Сергея Бубку, группа Мильченко объединилась с группой тренера Петрова, и Александр Жуков начал тренироваться вместе с будущим мировым рекордсменом Бубкой.
В 1986 году Александра Жукова пригласили переехать в Молдавскую народную республику, в этом же году он стал бронзовым призером спартакиады народов СССР, которая проводилась раз в четыре года и считалась советской олимпиадой. В этот период он получил степень мастера спорта международного класса, стал членом сборной команды СССР.
В 1992 году на чемпионате СССР в Москве занял 4-место. В 1995 году завоевал кубок Европы, был участником четырех чемпионатов мира. В 1996 году выступил на олимпиаде, и переехал в Донецк. В Молдавии до сих пор никто не побил его рекорд прыжка с шестом – 5, 75 метра.
Александр вспоминает, что в 80-х годах в Донецке не было института физкультуры, нужно было ехать в другой город, чтобы получить профильное образование. Поэтому изначально планировал поступать в Донецкий торговый институт, как многие спортсмены и делали. Но в 1985 году открыли Славянский пединститут, куда он и поступил. В связи с переездом пришлось перевестись в Кишиневский государственный институт, а окончил уже Приднестровский государственный институт, получил специальность педагога по физической культуре и спорту.
Профильное образование помогло в работе тренером. С 1998 по 2002 год он подготовил чемпионов Украины в прыжках с шестом. Его воспитанники Татьяна Квашина стала бронзовым призером чемпионата Украины, и Дмитрий Стеборовский – серебряным призером чемпионата Украины.
С 2002 года Александр 15 лет занимался бизнесом. Однако война в Донбассе внесла свои коррективы, вернулся к преподавательской и тренерской деятельности. Два года работал в академии МВД г. Донецка преподавателем физвоспитания, а в 2020 году пришел в Институт физической культуры и спорта Донецкого государственного университета.
В 2002 году Александр оценил свои перспективы как тренера – к сожалению, физическое состояние современных школьников не позволяло им серьезно заниматься спортом, особенно прыжками с шестом. Здесь необходимо здоровье в первую очередь и полная самоотдача. К сожалению, современные дети не готовы работать на этот результат, в спорт они приходят ради интереса, часто чтобы заработать авторитет среди своих ровесников. И здесь очень важна роль тренера, который должен мотивировать своих подопечных на серьезную работу. Тренер здесь и психолог, и педагог, и наставник, и образец для подражания.
Александр Адольфович отмечает:
— Сегодня ДНР – это полноправный субъект Российской Федерации. А в России до сих пор не выработана стратегия, каким должен быть спорт. И донбассовцы могут здесь стать примером. Если мы в условиях войны не сдаем позиций, то в мирных условиях готовы делиться опытом, а наш опыт – это симбиоз труда и побед.
Оставьте отзыв