В ДонНУ прошел научно-практический семинар по творческому наследию Сергея Есенина
Российский литературовед Ольга Воронова и заместитель председателя Рязанского отделения Военно-исторического общества Александр Трушин 29 января провели научно-практический семинар,посвященный Серебряному веку русской литературы для учителей и их учеников. Семинар на базе Есенинского центра филологического факультета открыла декан Людмила Квашина, представив слушателям гостей из Российской Федерации.
Александр Трушин — композитор, написавший более двухсот песен, 30 из которых посвящены Донецкому краю, долгое время занимается исследованием песенного и военного творчества Есенина. По этой причине своё выступление он посвятил службе Есенина в армии и его военно-патриотическим произведениям, тем самым показав поэта с новой стороны, которая всегда оставалась в тени: «Все привыкли, что Сергей Есенин – лирик и хулиган. Эти два понятия окружают его, но это не совсем так».
Чтобы увидеть другую сторону великого русского поэта необходимо сделать экскурс в историю и вспомнить Первую мировую войну, в которой Есенин принимал непосредственное участие, служа санитаром, как и многие другие русские писатели тех лет. Сергей Есенин нёс службу на Царскосельском военно-санитарном поезде № 143. Он попал на службу в состав санитарного поезда благодаря помощи своего друга – поэта Сергея Городницкого, который буквально спас его от фронтовой «мясорубки». Городницкий обратился к полковнику Ломанову (приближённому императорскому двору) с просьбой взять Сергея Есенина санитаром на Царскосельский военно-санитарный поезд, на что тот дал положительный ответ. Фактическое начало службы Есенина состоялось 20 апреля 1916 года, когда он попал на службу в Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд её Императорского Величества Государыни и Императрицы Александры Фёдоровны. Это был целый состав, предназначенный для оказания срочной медицинской помощи раненным солдатам. Поезд состоял из двадцати вагонов рассчитанных на 436 человек. На поезде была операционная с хирургическим кабинетом, аптека, перевязочная, палаты, кухня, слесарное отделение, морг и даже электростанция для возможности проводить операции в ночное время. Персонал поезда состоял из коменданта, старшего врача, 2 младших врачей, священника, 8 сестёр милосердия, 65 санитаров, кухонная и походная прислуга. В общей сумме экипаж поезда составлял около 100 человек.
Есенин в поезде занимался поддержанием чистоты и порядка, носил тяжело раненных солдат и размещал их по вагонам, разносил еду. Самой страшной картиной в его работе была чистка поезда, когда приходилось вытирать лужи крови и складывать тела умерших солдат. Есенин не любил вспоминать об этом, из-за чего военная служба не упоминалась в его творчестве. 30 июня 1916 года поэт был переведён на службу в Царскосельский лазарет №17, из-за возникших проблем со здоровьем он больше не мог продолжать службу на поезде.
Во время семинара аудитории презентовались интересные, порой редкостные фотографии Сергея Есенина во время его военной службы. Так же прозвучала песня, написанная Александром Трушиным, на стихотворение Есенина «Удалец». Иллюстративное сопровождение, задушевность спикера позволили слушателям сполна прочувствовать дух той эпохи.
Влияние поэзии Есенина на фронтовое настроение было очень велико – произведения вдохновляли русских солдат и после смерти автора. Именно поэтому вторая часть была посвящена уже влиянию есенинских стихотворений на настроения армии во Второй мировой войне, об этом рассказала аудитории Ольга Воронова. Она отметила: «Стихи Есенина издавали даже заграницей: два сборника на английском языке вышли в 1944 году; стихи издавали и на оккупированных территориях (в Одессе и Риге), однако, сопровождались враждебными предисловиями».
Многие солдаты хотели иметь на фронте сборник стихов Есенина, но тиражи были ограничены, и солдатам приходилось вручную их переписывать. Появился термин «Фронтовая Есениниана» — особый культурный феномен, означающий, что для русской цивилизации характерно особое отношение к литературе и русскому слову. Наши военнослужащие брали с собой на фронт книги различных русских классиков: «Стихи Есенина в тетрадях и блокнотах расходились по всему фронту, их читали в госпиталях и партизанских землянках и даже в Одесских катакомбах в совершенно невыносимых для людей условиях – была миниатюрная типография, где стихи Есенина печатались как боевые листовки», — рассказывает Ольга Воронова.
Во время войны стихотворения Есенина издавались не только у нас, но и заграницей. Как только Великобритания вступила во второй фронт, сразу же в 1944 году вышли два сборника Есенинских стихов в переводе на английский язык.
В конце выступления спикер подчеркнула важность наследия русского поэта и представителя новокрестьянской лирики, об этом так писал Валентин Сафонов: «Есенинские томики, пронесённые по фронтовым путям-перепутьям, подобны боевым знамёнам, побывавшим в пекле пороховых сражений. Ведь стихи Есенина были в годы войны особым, духовным оружием советского воина. Оружием Великой Победы».
Алексей Кухтин, Маргарита Супрунова
Фото Маргариты Супруновой
Оставьте отзыв