Елена Пойманова: «Свою любовь к университету я подтвердила трижды»
Женщина-химик, женщина-ученый. Какой образ возникает у вас перед глазами при этих словах? Серая мышка, на носу толстые очки и халат в пятнах от реактивов – именно так представляла я себе будущую героиню рубрики «Лица университета» ноябрьского номера газеты. И рада, что ничего из этого не подтвердилось.
Елена Пойманова, старший преподаватель кафедры неорганической химии, стройная девушка с очаровательной улыбкой, встретила меня в лаборатории, которая тоже выглядела не так, как я ожидала. Двери в нее были украшены разноцветными сердечками, с потолка свешивались воздушные шары, а на окне пестрела надпись «С днем рождения!». Оказывается, у моей собеседницы сегодня торжество. Поэтому интервью у нас прошло под чай с тортом.
– Елена, давайте начнем с самого начала. Любовь к химии у вас со школы?
– Будете удивлены, но благодаря отзывам старшего брата, который тогда уже успел постичь азы химии, считала эту науку скучной и совсем неинтересной. Как оказалось потом, ошибочно. Ну, а тогда я завела самую некрасивую тетрадку и решила про себя, что учить химию буду, но ровно настолько, чтобы не испортить аттестат. Я была круглой отличницей!
– Что же заставило вас изменить свое мнение?
– Как это часто бывает, все изменила любовь к учителю. Химию в школе № 124 Буденновского района Донецка преподавала Марина Анатольевна Алексеева. Мы про себя звали ее Колбочкой. Она действительно аккумулировала в себе доброту и любовь к ученикам. Уже спустя годы она призналась, что, когда познакомилась со мной, вдруг подумала: «Эта девочка будет в белом халате! Он ей очень пойдет». Что это было? Но это ее предсказание сбылось. Я успешно участвовала в олимпиадах, и победы вдохновляли меня идти дальше. А потом по совету моей учительницы я выбрала наш лицей при ДонНУ, где химия уже полноценно вошла в мою жизнь.
– И стала к тому же неразрывно связана с Alma mather – Донецким национальным университетом.
– Да, именно так. Мне хотелось испытать свои силы, и в тот год, когда я стала студенткой ДонНУ, одновременно успешно поступила в университеты Харькова и Киева. Но выбрала наш Национальный.
А по окончании университета передо мной встал вопрос – остаться в нем или уйти? На выбор повлияли мои педагоги, среди которых более других поддержала Екатерина Евгеньевна Белоусова – кандидат химических наук, доцент кафедры неорганической химии. Она нашла нужные слова, развеяла мои сомнения, за что я ей до сих пор благодарна. И вот эта лаборатория 314, которая среди нас носит название «Лаборатория числа Пи», стала моим рабочим местом. Во второй раз в жизни я снова выбрала наш университет. Я очень люблю свое дело – преподавание общей и неорганической химии в основном для студентов-первокурсников, которым стараюсь уделять как можно больше времени для того, чтобы они смогли полюбить химию так же, как ее люблю я.
А позже, уже в третий раз, свой выбор я подтвердила вместе с большинством коллег в прошлом году, оставшись в Донецке. Так что это осознанная любовь. У нас молодая и дружная кафедра, мы друг друга поддерживаем и заряжаем силами для активной работы.
– Научный интерес столь же постоянен? Над какой темой работаете?
– Это полиоксовольфраматы – своего рода неорганические полимеры. Применение их разнообразно. Например, те вещества, которые синтезируем мы, фотохромны, то есть изменяют окраску под действием солнечного света. Возможно создать с их добавлением изделия, например, браслет. Человек будет надевать его перед выходом на улицу – и тот, изменяя цвет, послужит индикатором, подскажет, когда на солнце находиться далее уже опасно. Возможно их использование в солнечных батареях. Они используются в микробиологии, для разработки препаратов против онкологии, ВИЧ-инфекции и гриппа.
– Насколько это перспективно в нашей ситуации?
– Очень перспективно! Полиоксометаллаты находят широкий спектр применения и всё больше и больше привлекают к себе внимание зарубежных, учёных. Там вообще реализуется такая концепция: вещество – структура – свойство – устройство, то есть ученый не должен останавливаться на стадии фундаментальных исследований, его разработка в идеале должна привести к результату и применению в жизни. А так как мое направление граничит с медициной и физикой, то область его применения весьма велика. Кроме того, они дают прекрасную возможность сотрудничать с коллегами из России.
– Кстати, о сотрудничестве. Вы совсем недавно стажировались в Дубне. Расскажите об этом.
– Да, это была стажировка молодых ученых и специалистов стран СНГ, куда я самостоятельно подала заявление и получила приглашение от Объединенного института ядерных исследований. Вместе со мной стажировались 20 человек из стран СНГ. Все мы представляли свои работы, исследования, а далее в течение месяца работали над совместными проектами в интернациональной команде, чтобы потом представить их на суд жюри.
Проекты, которые предлагали молодые ученые, были интересные, нестандартные и даже спорные: это методы лечения синдрома Вильсона, болезней Альцгеймера и Паркинсона, разработка диагностического устройства на базе волоконно-оптических технологий, нанофильтры нового поколения для табачных изделий и многое другое.
Я же занималась проектом «ОРТО-Chip», работая в интернациональной команде с коллегами из Северной Осетии, Белоруссии, Таджикистана и Армении. Мы разрабатывали диагностическое устройство на базе волоконно-оптических технологий для экспресс-диагностики разных вирусов, бактерий, которые требуют скорейшего выявления. В мою задачу входила разработка подхода к секвенированию белковых соединений – установлению последовательности аминокислот ДНК.
– Чем запомнился этот знаменитый наукоград?
– Дубна – очень уютный, небольшой городок на берегу Волги. Мне повезло там оказаться осенью. Совершенно потрясающая картина: под ногами шелестит желтая листва, а по улицам ходят ученые, обсуждающие проблемы ядерной физики. Кстати, город удивительно интернационален, так как сам институт задуман как центр коллективного пользования, в который каждая страна вносит свой вклад.
Помимо физики ядерных процессов в Дубне ученые занимаются вопросами радиобиологии, космоса. На руководящих постах в городе – физики, кандидаты наук, люди знающие, что необходимо и для развития города. Кроме основного центра – Объединённого института ядерных исследований – в городе есть особая экономическая зона, которая помогает созданию, производству, внедрению и коммерциализации научно-технической продукции. Это воплощение идей химиков, физиков, биологов в жизнь, некий симбиоз науки и экономики.
– Кроме химии и преподавания чем еще занимаетесь?
– Родители привили мне любовь к спорту. Я играю во все командные игры – бадминтон, теннис, волейбол, баскетбол. А еще раньше занималась стренфлексом – это швейцарский вид спорта, развивающий силу, выносливость и гибкость. Регулярно участвую в соревнованиях и спартакиадах, вчера как раз взяла первое место по теннису. Признаюсь, что со своим мужем Владиславом Поймановым я познакомилась именно в спортзале, где мы играли в бадминтон.
Желаем Елене Юрьевне открытий и достижений в лаборатории, побед на спортивных площадках, а также новых интересных поездок.
Юлия АНДРИЕНКО
Оставьте отзыв