ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ председателя Профсоюза работников образования и науки Донецкой Народной Республики ГОРШКОВОЙ АСИ СЕМЕНОВНЫ на расширенном заседании коллегии Министерства образования и науки
Хочу остановиться на проблемных вопросах, которые не удалось до конца решить в 2017-2018 учебном году и о предлагаемых путях их решения.
Начну с вопроса о заключении коллективных договоров и соглашений. На сегодняшний день в Республике нет законодательного акта, необходимого для их регистрации. Однако, наш Профсоюз сделал все от него зависящее, чтобы коллективные договоры в учреждениях отрасли были заключены.
На сегодня отраслевой Профсоюз:
- Разработал Порядок заключения коллективных договоров
- Подготовил Макеты коллективных договоров (отдельный для ОО ВПО и ОО СПО, для первичных организаций школ, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования).
- Получил ответ на свой запрос от Министерства труда и социальной политики о действии коллективного договора, даже если он не зарегистрирован.
Июнь 2017 года — Отраслевое соглашение пролонгировано на 2017 — 2018 годы. Что это дало?
В соответствии с п. 9.13. отраслевого Соглашения заключено:
- заключено 31 соглашение между руководителями органов местного самоуправления муниципального образования и городскими, районными, районными в городах территориальными профсоюзными организациями по решению социальных вопросов в сфере образования;
- подписаны коллективные договоры в 95% школ, дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования;
- подписаны коллективные договоры в 70% образовательных учреждений среднего профессионального образования, входящих в состав отраслевого Профсоюза, и во всех образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
- подписаны коллективные договоры в 5 организациях Профсоюза, выходящих на Республиканский комитет. В августе — сентябре 2017 года территориальные организации провели совместные заседания с коллективами отделов (управлений) образования по итогам выполнения (заключенных в 2016 году) соглашений.
Количество заключенных коллективных договоров – 1140. Количество работников, охваченных коллективным договором – 47 170.
Да, до сих пор нет Закона ДНР «О социальном диалоге», но в соответствии с Конституцией ДНР действует Закон «О коллективных договорах и соглашениях» Украины, а это значит, что все коллективные договоры после их принятия общим собранием всего коллектива уже действительны и есть ответ Министерства труда и социальной политики ДНР (ответ от 03.11.2017 № 01 1-15/3555 заместителя Министра труда и социальной политики «До принятия такого нормативного правового акта коллективные договоры, заключенные на предприятиях, в учреждениях, организациях ДНР после вступления в силу Конституции ДНР считаются действительными без их уведомительной регистрации»).
Приложением к ним стал Ориентировочный перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, которым может предоставляться дополнительный отпуск.
Министерством образования и науки утвержден перечень таких работников ВПО, СПО, на днях – интернатских учреждений, а по учреждениям общего, дошкольного, дополнительного образования направлено письмо во все территориальные профсоюзные организации Республики с разъяснениями порядка предоставления таких отпусков (письмо по данному вопросу было также направлено Федерацией профсоюзов ДНР Трапезникову Д.В., опубликовано в майском выпуске газеты «Перекресток»).
Первыми решили этот вопрос в г. Снежное (есть распоряжение и. о. главы города, утвердившего этот перечень после того, как он совместно был подготовлен управлением по образованию и территориальной профсоюзной организацией), а также такой перечень утвержден Амвросиевской районной администрацией. Надеюсь, что этот список будет до конца года продолжен.
Не менее важная проблема – отсутствие в Постановлении Совета Министров ДНР №6-4 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и размеров должностных окладов (тарифных ставок) по оплате труда работников учреждений, предприятий, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» ряда должностей работников отрасли: Воспитатель-методист; Повар; Кухонный работник; Медсестра; Кладовщик; Шеф-повар; Машинист по стирке и ремонту; Педагог дополнительного образования; Культ-организатор; Костюмер; Хореограф; Балетмейстер; Осветитель.
- низкий уровень тарифных разрядов ряда других работников.
Мы отправили обращение в Совет Министров с просьбой внести дополнение в вышеназванное Постановление и в комитеты Народного Совета нас поддержать своими обращениями, а также предлагаем изменить, т.е. повысить тарифные разряды для работников (специалистов) групп по централизованному хозяйственному обслуживанию учреждений образования городов и районов Республики, заработная плата которых составляет от 3 400 до 4 500 рос. руб. (а почти все они имеют высшее образования),
- для методистов и заведующих методическими кабинетами;
- для главных бухгалтеров централизованных бухгалтерий;
- для заведующих лабораториями учреждений высшего профессионального образования и ряда других.
- для библиотекарей ВПО.
Прошу коллегию поддержать нас в этом вопросе.
Несколько слов о такой категории как библиотекари ВПО. Уровень оплаты их на 2 тарифных разряда ниже, чем у библиотекарей, работающих в библиотеках учреждений культуры. Мы подготовили обращения в Министерство финансов по этому вопросу со всеми выкладками.
Проблемным оказался и вопрос о медицинском обслуживании как сотрудников, так и обучающихся. Обращение Министерства образования и науки и наша, личная встреча с министром здравоохранения дали определенные результаты.
Конечно, гарантийные письма, предлагаемые Министерством, это было временное решение вопроса. Особенно сложным этот вопрос остается и в этом году в большинстве городов, районов, СПО, так как не получены средства на медицинские осмотры во 2, 3 кварталах. Получается, что если выполнять Закон ДНР «Об охране труда», то работники отрасли не могут работодателем быть допущены к работе, а денег на прохождение медосмотров учреждения образования не имеют. Мы отправили обращения по данному вопросу в Министерство финансов, в Министерство здравоохранения с просьбой разъяснить какие услуги должны быть оказаны медицинскими учреждениями на 500 рублей (сумма, определенная на медицинские осмотры).
Также пока нет окончательного решения вопроса о медицинском обслуживании студентов высшего и среднего профессионального образования (этот вопрос мы рассматривали на Совете ректоров также, как и вопросы:
- о получении стипендий по картам;
- установление банкоматов на территории образовательных организаций высшего профессионального образования;
- повышение стипендий студентам образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования во втором полугодии 2018 года.
Хочу напомнить, что наши настойчивые совместные обращения дают положительные результаты.
Как пример: обращение к министру финансов по вопросу выплаты надбавки за сложность, напряженность в работе работниками централизованных бухгалтерий (неоднократное). И как результат письмо и ответ министра финансов Е.С. Матющенко. А также внесения изменений в Постановление Совета Министров № 6-4 о распространение на сельских учителей 10% доплаты (Постановление Совета Министров от 26.04.2017 г.)
Здесь все также не просто. Только после нашего обращения к главам администраций в 2 районах Старобешевском и Амвросиевском эти доплаты стали выплачиваться – т.е. были включены в бюджетный запрос.
Народная мудрость гласит: «Кто стучит – тому открывают». Пример: по нашему предложению внесены изменения в Закон «О налоговой системе» — освобождены от налога суммы Республиканского бюджета, направленные на питание студентов льготной категории.
Кстати, это и выполнение п. 3.1.10 отраслевого соглашения.
- еще один положительный пример, Министерство социальной политики предложили Народному Совету внести изменения в Закон «Об отпусках», в части установления продолжительности удлиненного ежегодного основного оплачиваемого отпуска научным, научно-педагогическим и педагогическим работникам – Советом Министров Донецкой Народной Республики, а главное, в части того, что приложение 15 утрачивает силу по истечении 6 месяцев с дня вступления в силу настоящего Законопроекта.
После получения обращения Федерации профсоюзов (по нашему предложению) в комитет по вопросам социальной и жилищной политике проект этого Закона не рассматривался.
Обсуждая проект Программы «Сила Донбасса», мы предложили до конца 2018 года:
- принять Закон ДНР «О минимальных государственных гарантиях»;
- произвести перерасчет должностных ставок и окладов работникам отрасли в соответствии с Постановлением Совета Министров № 6-4 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и размеров должностных окладов (тарифных ставок) по оплате труда работников учреждений, предприятий, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы»;
- увеличить академическую стипендию студентам образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования в 2018 году.
- принять Постановление Совета Министров «О временном коллективно-договорном регулировании решении социально-экономических вопросов»;
Анализируя далее Соглашение между Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики и Республиканским комитетом Профессионального союза работников образования и науки хочу остановиться на п. 5.1.1.
5.1.1. Разрабатывать следующие нормативные правовые документы:
- Инструкции о порядке расчета (начисления) заработной платы работников образования (в том числе научно-педагогических и научных работников);
- Типовые Правила внутреннего трудового распорядка для работников государственных образовательных организаций и научных учреждений;
- Типовые штатные нормативы численности всех типов образовательных организаций и научных учреждений;
- Квалификационные характеристики педагогических, научно-педагогических, научных и других работников образования и науки как необходимое условие обеспечения объективной аттестации сотрудников и создание надлежащих условий оплаты труда (на протяжении двух лет);
Мы подготовили Типовые правила внутреннего трудового распорядка в
2016 году и после приказа Министерства образования и науки они были направлены во все организации отрасли, я надеюсь, что были в них утверждены.
- вот остальные подпункты этого пункта, к сожалению, до сих пор не разработаны в полном объеме, что не положительно сказывается на многих аспектах деятельности учреждений образования, ВПО, СПО, науки.
И еще два проблемных вопроса:
- О стимулирующих выплатах интернатским учреждениям, учреждениям СПО, дополнительного образования и др.
- Предоставление работникам организаций в соответствии со статьей 13 Закона ДНР «Об охране труда» льгот и компенсаций за тяжелые и вредные условия труда, когда по технологическом процессу их нельзя полностью устранить, является надежной социальной защитой для работников.
Однако эта статья Закона ДНР «Об охране труда» выполняется частично. В организациях, где проведена аттестация рабочих мест, установлены доплаты за работу во вредных и тяжелых условиях труда до 12%. Но, из-за отсутствия Закона о коллективных договорах, даже при условии проведения аттестации рабочих мест, льготы и компенсации предоставляются не везде.
Да, на сегодня еще не решены многие вопросы, но я уверена, решаться они будут при нашей настойчивости и слаженной совместной работе, ведь Профсоюз не будет делать за тебя или для тебя, он будет делать вместе с тобой (Дуглас Рафферти). Отсюда вывод ясен — хочешь изменить жизнь к лучшему, все в наших руках.
Мы убеждены, что поставленных целей можно добиться только тогда, когда мы едины, солидарны и организованы. Только сильный Профсоюз может быть надежной социальной защитой работников, только с сильным Профсоюзом считается власть.
Многое может меняться, но идея справедливости, а значит, провозглашающие и отстаивающие её Профсоюзы, будут существовать столько, сколько будет существовать Человечество.
Оставьте отзыв