Интервью газете «Донецк вечерний» заведующего кафедрой ботаники и экологии ДонГУ
Хорошо известно, что растения в жизни человека играют незаменимую роль во всех процессах деятельности. И как бы ни пыталась современная цивилизация окружить себя продуктами техногенеза, все равно потребность жить в нормальной среде остается базовой.
О том, как изучают растения для оценки экологических параметров города Донецка, «Вечерка» решила поговорить с заведующим кафедрой ботаники и экологии Донецкого государственного университета Андреем Сафоновым.
Опыт древних
– Андрей Иванович, поясните, пожалуйста, что такое «растения-индикаторы» и какова их роль в городе?
– По мнению всех известных мне ботаников, любое растение может считаться индикаторным. То есть проявлять индикационные свойства. Важно опытным путем установить эти зависимости и корректно проводить анализ для конкретной ситуации. Это только кажется, что город хаотично населен разными растениями. На самом деле все они – открытые лаборатории для многих функций. В том числе и диагностической. Лишайники, мхи, водоросли – все они имеют свои зоны предпочтения для комфорта, все они эволюционируют и приспосабливаются. Донецк, безусловно, экологически напряженный город, этим и обусловлен наш интерес к любой травинке, которая содержит в себе много полезной информации.
– Это новое направление в науке?
– Я бы сказал, что это самое древнее направление в науке и практике. Охота, собирательство, любая задача сельского хозяйства – это всегда индикация. Какая почва подходит для выращивания растений, как близко расположены источники воды, в каких метеорологических условиях находится тот или иной вид. Ботаника всецело связана с климатическими параметрами. Но городская среда к макроклимату добавляет и свои законы для стресса. Поэтому нужно знать – как соблюдать природный баланс на примере каждой высадки растений в условиях антропогенных трансформаций.
Изменения экологического профиля
– И это актуально сейчас для Донецка?
– Да, конечно. С 1996 года я занимаюсь подробно вопросами влияния тяжелых металлов на растения в условиях промышленного загрязнения Донбасса. Было важно выделить такие признаки в растениях, по которым с точностью можно определить, нормальное ли состояние экосистемы, или воздействие загрязнителей превышает норму. У меня были прекрасные наставники, моим научным руководителем в аспирантуре был профессор, доктор наук Александр Глухов. Я старательно работал как в университете, так и в ботаническом саду. Даже когда-то стал обладателем награды от Комитета по государственным премиям в области науки и техники. За разработки по фитоиндикационному мониторингу. Это по сути экологическая экспертиза с помощью растений.
С 2014 года экологический профиль Донецка чрезвычайно изменился. Если раньше было в целом закономерно и ожидаемо: много выбросов от предприятий, транспорта; постоянная борьба за очистку, за новые технологии; постепенное выравнивание ситуации, то годы войны радикально все изменили. И промышленность, и хозяйственную эксплуатацию территорий, и даже людей, что уж там говорить о растениях.
– В целом же экологический мониторинг можно проводить с помощью специальных инструментов, зачем растения?
– Вы знаете, 25 лет назад технари в Академии наук тоже так считали, но специализированные датчики по-прежнему остаются очень дорогостоящими, они уязвимы в эксплуатации, требуют ухода. А наши «сорняки» растут везде и всюду, никуда не бегают, зарплату не требуют, только терпят и информируют. Вот и сейчас у нас на территории Донецка 120 постов наблюдений. Ни один город в мире не имеет столько мониторинговых точек по оценке природных сред! Мы создали и поддерживаем сеть наблюдений уже более 20 лет. Да, это информация по растениям, но во многом она может быть полезна людям.
Чем чреваты стройки
– И какие же параметры можно оценить?
– Например, в Донецке за последние четыре года с помощью мхов-индикаторов мы определили семь геохимических аномалий. Это геопатогенные зоны по миграции токсичных элементов. Раньше их не было в Донецке. Нам во многом помогают ученые кафедры аналитической химии, НИИ в Москве и Дубне. Вывод получается, что связано это с военными событиями. Мы даже внедрили в науку новый термин «полемостресс» – это внешние и функциональные проявления в растениях по причине боевых действий. После Великой Отечественной войны ученые подробно изучают «полемохоры» (миграции растений, связанные с баталиями).
– А в бытовых вопросах есть какие-то данные?
– Данных много, они опубликованы в научной литературе. Назову только некоторые.
Мы детально изучаем концентрацию и состояние пыльцы в воздухе. Это может быть полезная информация для сезонных аллергиков.
На кафедре есть много технологий по оценке качества природных вод, почв, воздушной среды. Вот вы заметили, что в этом году было мало тополиного пуха? Это в основном климатический показатель, но зато в это же время была вспышка по концентрации свободной пыльцы аллергенных злаков. А это связанные процессы.
В последние годы мы начали разрабатывать способы определения геннотоксических эффектов от загрязнителей. То есть как дисбаланс отражается еще и на хромосомном уровне развития живых систем, как наследуются новые признаки.
В Донецке все больше и больше мест трансформации в результате строительства и восстановления, но это чревато амброзией и ей подобными. И в этом году ее будет больше, чем когда-либо. Места нарушения растительного покрова нужно сразу засеивать газонными травами. Перекапывать «под черный пар» в Донецке – это преступление. Мы не имеем права себе же вредить и провоцировать пыльные бури.
Залог хорошего будущего
– А что-то уникальное было обнаружено для нашей местности?
– Я бы в первую очередь сказал, что для Донецкой агломерации были в целом за годы войны идентифицированы шесть новых видов мхов, они раньше не были описаны в научной литературе для территории всего Донбасса. И тут больше наши предположения связаны с результатами тотального импортного озеленения Донецка перед чемпионатом Европы по футболу в 2012 году. С посадочным материалом мхи попали к нам, и некоторые успешно размножились.
– Сколько же человек занимается в Донецке этой фитоиндикацией?
– Профессионально как минимум человек 20 ежегодно: научные сотрудники, аспиранты и студенты кафедры ботаники и экологии ДонГУ. С этого года работает общая молодежная лаборатория в нашем университете по диагностике состояния экосистем Донбасса: в ней биологи, химики, физики, программисты.
Часто многие открытия студентов начинаются именно с места нахождения аномальных форм растений. Начинается ботаническое расследование, которое перерастает в профессиональный интерес. Установить причины ненормального строения растения – это важная процедура в диагностике. В итоге мы получаем сведения о конкретной территории, сравниваем с прошлогодними. И так уже почти 30 лет подряд. А в гербарии хранятся эталоны, которым уже больше 60 лет. Уже можно выходить на новый уровень ретроспективной оценки.
Если биологические лаборатории в Донецке сохранятся, то развитие их выведет регион на новый уровень жизни. Поскольку это возможность решения продовольственных вопросов, вопросов высокоточной экспертизы качества окружающей среды и продуктов потребления. Это шанс для нашего региона самодостаточно развиваться.
Виктория ЛЕВ
Фото Валерия ЛУКИЧА, а также предоставлено Андреем САФОНОВЫМ
День добрый! В который раз восхищает разносторонность журналистки и корреспондента Виктории Лев!
Исторические темы, спорт, медицина, ботаника, социальная реабилитация… Виктория держит руку на пульсе жизни всегда!
Ещё одна тема освещаемая Викторие это — краеведение, в том числе и муз образование в Нашем Донецком крае…
В частности о муз школе 1 им Леонтовича г. Донецка ( 29 марта 2020) и её основателе профессора Авраамии Михайловиче Шепелевском.
Успехов Виктории!
Виктория, напишите пожалуйста на этот мейл Ваши координаты мы Вам хотели подарить книгу
С уважением Владимир Анатольевич Туков и Светлана Валерьевна Алимова
Виктория Лев — журналист издания «Донецк вечерний», напишите в редакцию газеты, им будет приятно.