Интервью декана ФМИТ изданию «Аргументы и факты»
После вхождения новых регионов в состав России вузы ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей начали встраиваться в российскую систему образования. Что изменилось, как учатся студенты, какие возникают проблемы и как оттуда, из прифронтовых территорий, видится решение главных вопросов в современном образовании? Об этом aif.ru поговорил с деканом факультета математики и информационных технологий Донецкого государственного университета, профессором Игорем Моисеенко.
«Привыкнуть невозможно»
Юлия Борта, aif.ru: — Игорь Алексеевич, как сейчас живет Донецк? Как люди добираются на работу под постоянными обстрелами, страшно ли во время воздушной тревоги?
Игорь Моисеенко: — У любого жителя Донецка вопрос про воздушную тревогу вызовет сдержанную улыбку. Я лично ее не слышал уже точно несколько лет. Наверно, это и правильно. Не может же она срабатывать почти каждую минуту. Сказать, что жители города привыкли к регулярным обстрелам — конечно же, нет. К такому привыкнуть невозможно. Я могу отметить некую внутреннюю мобилизацию окружающих меня людей. В чем это выражается? Заметно меньше внешней праздности, больше внутренней собранности. Существенно увеличилось чувство взаимопритяжения в кругу семьи. Могу отметить неафишируемую повышенную ответственность сотрудников факультета за выполняемую работу. Вот это, на мой взгляд, наиболее характерные черты дончанина в начале 2024 года.
— А как вы опишете типичного студента донецкого вуза?
— Сказывается вот уже почти двухлетняя дистанционная форма обучения. Мы, конечно, проводим занятия с использованием современных информационных технологий, в онлайн режиме. Но это не позволяет воссоздать естественную для любого студента университетскую среду, ауру общения студента и преподавателя. Да и просто атмосферу нормальной студенческой жизни. Остро чувствуется нехватка естественного нецифрового общения. Практически у каждого студента чувствуется острое желание вернуться к нормальной жизни. Не думаю, что это возвращение будет проходить гладко. Прогнозирую проблемы с коммуникабельностью студентов, это потребует дополнительных усилий преподавательского состава университета.
— Но сами преподаватели ходят на работу в университет?
— Да, дистанционная форма только для студентов. Некоторые корпуса сейчас стоят отключенные от всех коммуникаций из-за постоянных обстрелов и прилетов. Сотрудники расположились в других зданиях университета. Так что мы общаемся, но студенческого гомона в аудиториях и коридорах нет. Этого не хватает. Деканат нашего факультета располагается на 8 этаже. Окна выходят на север. А если посмотреть чуть западнее, можно вдали увидеть Авдеевку. И то, что вы читаете в военных сводках про Авдеевку, я это все слышу и вижу из окна. Все происходит на моих глазах.
— Наверное, туда можно доехать минут за десять?
— В мирное время до Авдеевки можно было доехать на машине минут за двадцать. Сейчас не берусь сказать. Это может быть дорога длиною в жизнь. Видимо, пока не замкнется кольцо, взять ее будет проблематично. Тяжело бойцам, тяжело жителям… Вот так и живем. Но за спиной уже 9 лет. Так что мы справимся.
«Самыми тяжелыми были 2014 и 2015-й»
— Как менялась жизнь университета после 2014 года, 2022-го?
— Оборачиваясь назад, могу сказать, что самыми тяжелыми были 2014-2015 годы. Хотя не так много обстрелов было, как сейчас. Но гораздо тяжелее переносится неопределенность. А когда пришло понимание, куда идем, то каждому на этом пути стало просто нужно делать свое дело. Делать то, что нужно, и будет, как должно.
После 2022 года университет стал возвращаться к нормальной жизни. Огромная заслуга в этом нашего ректора — Светланы Владимировны Беспаловой. Она пошла впереди и повела за собой всех. Очень непросто проходил переход от украинских стандартов в образовании на стандарты Российской Федерации. В том, что университет выжил, есть вклад каждого сотрудника, в том числе тех людей, которые чистят дорожки, убирают осколки после обстрелов.
Ну а после того, как большая Россия распахнула двери нашей республике, вообще не может быть никаких сомнений в правильности сделанного в 2014 году выбора.
— Были коллеги, которые выбрали другую сторону?
— Каждый сам определяет свою судьбу. Нет смысла о них говорить, все рубиконы пройдены. Могу о себе сказать. Я в далеком 1979 году пришел в этот университет студентом математического факультета. Потом — аспирантура, ассистент кафедры, кандидат, доцент, доктор физико-математических наук, профессор. Сейчас я декан этого же факультета. Поэтому никаких вопросов о выборе не возникало. Вся моя жизнь связана с этим университетом.
Математику не знают?
— Сейчас многие эксперты говорят о том, что происходит гуманитаризация образования. Дети не хотят учить физику и математику. Проще выучить обществознание и поступить в вуз. Вы застали советскую школу. Может, мы что-то потеряли и это нужно вернуть?
— Переходы на дистанционную форму обучения во время эпидемии COVID-19, потом в связи с началом специальной военной операции, конечно, сказались на качестве образования выпускников школ. Естественно, что снижение качества образования наиболее сильно отразилось в области точных наук, в частности, математики. Мы пытаемся изменить ситуацию. При университете работает лицей, где есть классы математики и информатики, которые курируют преподаватели факультета. Реализуются также различные проекты для популяризации математического образования. Математический конкурс «Золотой ключик — 2023» собрал весной прошлого года около 1400 школьников из различных городов ДНР. Среди них есть города, которые ежедневно звучат в фронтовой сводке — Горловка, Дебальцево, Ясиноватая и другие.
Не соглашусь, что у современных школьников нет стимула изучать математику. Он даже более весомый, чем в советское время. Молодое поколение, на мой взгляд, гораздо прагматичнее, чем 30 лет назад. Общение со студентами это показывает. А умение применять современные информационные технологии открывает перспективы в будущей карьере, с которыми трудно конкурировать, в частности, в тех же гуманитарных направлениях. Однако для овладения информационными технологиями требуется очень хороший математический базис, который начинает формироваться в школе. Его пока и правда у большинства школьников нет. И дело не в том, что дети поглупели. Необходима новая концепция школьного образования. Я хорошо помню советскую школу, и могу точно сказать, что это не должна быть калька с нее. И тем более недопустимо копирование американской или другой системы. Сейчас и в университетском образовании нет четкого понимания, то ли мы уходим от болонской системы, то ли продолжаем где-то по ней организовывать учебный процесс. Шатание по концептуальным вопросам нехорошо сказывается. Надо определяться, строить национальную систему образования, отвечающую запросам XXI века. А начинать необходимо со школы.
— Есть предложение не учитывать экзамен по русскому языку при поступлении на технические направления в вузах. Только математику, физику и информатику. Вы согласны?
— Русский язык — это не только синтаксис и семантика. Это, прежде всего, русская литература. И когда начнется настоящая профессиональная деятельность математика-программиста, выпускника нашего факультета, поверьте мне, времени на художественную литературу практически не останется. С каким гуманитарным запасом он выйдет в этот жесткий мир профессиональной конкуренции, с таким по большей части и придется ему жить. Поэтому я не сторонник таких нововведений.
«У нас все получится»
— Вы ощущаете поддержку федерального центра, других вузов?
— Конечно. С 2014 по 2022 год работа вуза с научными учреждениями РФ строилась по большей части на основе личных связей. И только после вхождения республики в состав России этот процесс стал системным. Многие нам помогают — МГУ им. М.В. Ломоносова, Южный федеральный университет, Донской государственный технический университет и другие. Запомнилось, как в конце сентября 2022 года мы отправились в ДГТУ на повышение квалификации. Когда ехали в Ростов-на-Дону, проходили паспортный контроль, еще была граница, таможня, а обратно — уже обычное КПП и все.
В июне 2023 года для подготовки математических кадров открылся Азово-Черноморский региональный математический центр, куда вошли Донецкий государственный университет, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского и Институт прикладной математики и механики из Донецка. Также в 2023 году был создан инжиниринговый центр, в рамках которого поступило масштабное финансирование на закупку оборудования для научных исследований. Техника настолько современная и подчас дорогостоящая, что, когда называлась стоимость, скажем, микроскопа, наши сотрудники лишь тихонько вздыхали.
— У вас наверняка есть студенты, преподаватели, которые отправились в зону СВО. Расскажите про них.
— Я думал над этим вопросом, когда готовился к интервью. Поднял список наших студентов, преподавателей. А потом понял, что назвать одних и не сказать про других — неправильно. Всех не перечислишь в интервью, а пропустить кого-то нельзя. Все участники СВО — это герои.
— Как вы смотрите в будущее?
— У нас нет никакого пессимизма, есть реалии, с которыми мы научились справляться. Чувство, что ты не один, очень помогает. А системность и масштабность помощи со стороны Российской Федерации дает уверенность — все будет решено, у нас все получится.
Оставьте отзыв