Подведены итоги I Международной научно-практической конференции «Современный учитель: профессиональная компетентность и социальная значимость»
24 июня 2022 года в Донецком национальном университете в дистанционном формате успешно прошла I Международная научно-практическая конференция «Современный учитель: профессиональная компетентность и социальная значимость», организатором которой выступил Институт педагогики Донецкого национального университета.
Конференция стала знаковым событием в научной жизни Донецкого национального университета, она вызвала большой интерес в университетах, других высших учебных заведениях и образовательных организациях Российской Федерации, Казахстана, Приднестровской Молдавской Республики, Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики.
Всего в конференции приняли участие более 140 представителей из 22 высших учебных заведений, 15 общеобразовательных и дошкольных организаций, учреждений дополнительного образования, управлений и методических служб системы образования.
Среди участников конференции 13 докторов наук и 45 кандидатов наук. Наряду с опытными исследователями своими научными начинаниями поделились молодые ученые: аспиранты, ассистенты, руководители образовательных организаций, педагоги-практики.
В рамках конференции осуществлялась работа пяти секций по актуальным направлениям современной отечественной педагогики:
- Социальная значимость роли учителя в современном обществе;
- Компетентностный подход как фактор становления профессиональной личности педагога;
- Роль учителя в патриотическом воспитании обучаемых;
- Мировоззренческий потенциал школьных дисциплин в условиях формирования личностных ценностей подрастающего поколения;
- Информатизация образования: цифровые технологии в обучении.
Организационным комитетом конференции отмечена актуальность тематики представленных докладов. Особую значимость представляют материалы, посвященные проблемам таких педагогических исследований, как основы непрерывного профессионального становления личности учителя (О.В. Попова, д.пед.н., проф., Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина); самооценка педагогических способностей будущих учителей (Ю.Н. Слепко, д.психол.н., доц., Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского), формирование психологической культуры учителя как фактора профессионального становления (Д.В. Лубовский, канд.психол.н., доц., Московский государственный психолого-педагогический университет); профессиональная подготовка педагогических кадров (А.Н. Тесленко, д.пед.н., проф., Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова); духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся (Н.В. Ануфриева, И.Б. Журавель, к.пед.н., Сургутский государственный университет; Е.Г. Грибова, Луганский государственный университет имени Владимира Даля; Ю.А. Ревизская к.пед.н., Донецкий национальный университет), применение цифровых технологий в преподавании педагогических дисциплин (В.Е. Гаибова, к.пед.н, доц., Л.Н. Данилова, д.пед.н., доц., Ярославский педагогический университет имени К.Д. Ушинского), использование ИКТ в образовательном процессе с целью диагностики познавательной активности школьников (А.Р. Камалеева, д.пед.н., проф.; В.В. Слепушкин, Институт педагогики, психологии и социальных проблем, г. Казань); реализация прикладной направленности обучения математике (Е.Г. Евсеева, д.пед.н., проф., Донецкий национальный университет), развитие саногенного потенциала педагогов в условиях цифровизации образования (С.В. Феокистова, д.психол.н., проф., Российский новый университет, г. Москва, Н.Н. Васильева, д.пед.н., проф., Институт проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН, г. Москва) и др.
Участники конференции отметили особую актуальность проблемы подготовки компетентных педагогических кадров, готовых к деятельности в современных социально-экономических условиях, в условиях реализации интеграционных процессов в отечественной системе образования, необходимость осуществления качественной научно-исследовательской работы как базиса развития педагогики как науки.
По итогам конференции была принята резолюция, в которой отмечается, что в современных условиях ускорения процессов глобализации, когда усиливается значение фундаментального образования, основанного на единстве образования и науки, возрастает социальная значимость педагогической профессии. Идеи сотрудничества и преемственности педагогической науки и практики становятся основой для устойчивого развития отечественной системы образования и гражданского общества в целом.
В связи с этим участники конференции считают необходимым:
- продолжать исследования по вопросам качества образования, формирования общих и профессиональных компетенций будущих педагогов;
- обновлять учебное содержание на основе включения культурно-исторического и духовно-нравственного компонентов, а также современных педагогических технологий, позволяющих развивать позитивные качества и формировать активную гражданскую позицию обучающихся;
- продолжать исследования по поиску и внедрению различных подходов к созданию инновационного методического пространства, обеспечивающего разноуровневое научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития учителя;
- объединить общие усилия по повышению социальной роли педагога в патриотическом воспитании обучаемых в образовательных учреждениях всех типов, наполнять культурно-образовательное пространство образовательных организаций таким содержанием, которое помогло бы избежать обучающимся духовного и нравственного оскудения подрастающего поколения;
- продолжать исследовать и анализировать проблемы духовно-нравственного, патриотического воспитания личности в контексте безопасности Русского мира;
- определить основные подходы, принципы и приоритеты в создании системы взаимодействия образовательных учреждений всех типов с общественными движениями и организациями в деле повышения эффективности воспитательной работы, приведения в действие всех организационных, научных, информационных ресурсов.
Также участниками конференции было принято решение в рамках дальнейшего проведения Международной научно-практической конференции «Современный учитель: профессиональная компетентность и социальная значимость» расширить направления секционной работы, укреплять взаимодействие Донецкого национального университета и представителей высших учебных заведений и образовательных организаций Российской Федерации и других стран в изучении актуальных вопросов и перспектив развития педагогической науки.
Доклады участников конференции будут опубликованы в сборнике материалов I Международной научно-практической конференции «Современный учитель: профессиональная компетентность и социальная значимость», размещены в наукометрической базе данных РИНЦ и доступны в электронном виде на сайте университета https://donnu.ru/ в разделе «Наука».
Оставьте отзыв