Памяти Елены Владимировны Еремки. Интервью 2020 года для «Университетских вестей»
Это интервью с Еленой Владимировной было записано в июле 2020 года и опубликовано в нашей газете «Университетские вести».
Елена Владимировна Еремка возглавляет Институт педагогики и кафедру педагогики. Также она знакома многим студентам нашего университета благодаря дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», которую она преподает. В бытность студенткой филфака мне повезло быть слушателем курса Елены Владимировны. Тем интересней мне было беседовать с героиней этого материала.
– Елена Владимировна, расскажите, пожалуйста, о себе, своем образовании и начале трудового пути.
– Я родилась в поселке городского типа Мирное Донецкой области. Окончив восемь классов, поступила в Ждановское (теперь г. Мариуполь) медицинское училище на акушерское отделение. Училище окончила с отличием и была направлена на работу в донецкую городскую клиническую больницу № 1. В этом же году поступила на биологический факультет Донецкого государственного университета. Шесть лет работала акушеркой и училась на вечернем отделении. Специализацию проходила по кафедре физиологии растений, которую возглавлял профессор Сергей Федорович Негруцкий. Он же был и моим научным руководителем в аспирантуре. С большой благодарностью вспоминаю своих наставников, которые затем стали коллегами и друзьями – Михаила Ивановича Бойко, Зою Ильиничну Синельщикову, Галину Михайловну Негруцкую. После окончания учебы в 1976 году мне предложили работу на кафедре. Одним из научных направлений работы кафедры было исследование физиолого-биохимических механизмов устойчивости растений к промышленным загрязнителям. Этой проблеме посвящена и моя кандидатская диссертация. Промышленное озеленение в то время было очень актуальным. Помню, в пору, когда я училась в аспирантуре, к нам в Донецк приехала делегация из США. Им было сложно поверить, что такой зеленый город является одним из крупнейших промышленных центров в Советском Союзе, пока утром они не увидели собственными глазами смог и не вдохнули его запах. Наш Донецк произвел на них неотразимое впечатление.
У нас были хорошие лаборатории: уже в то время мы могли исследовать механизмы устойчивости растений на молекулярном уровне. Исследуя влияние промышленных загрязнителей на растения и имея медицинское образование, я, конечно же, интересовалась воздействием факторов окружающей среды и на здоровье человека. Интерес к проблеме здоровья начал формироваться уже тогда.
С рабочими поездками два раза в год мы бывали в Сочинском дендрарии, в Никитском ботаническом саду. Отбирали растения, которые сохраняли свою жизнеспособность в промышленных условиях. Кстати, каждое промышленное предприятие, каждый завод в Донбассе стремился создать зеленую зону отдыха. И нас привлекали к их созданию, и уже в 80-е годы мы занимались ландшафтным дизайном. А в 1991 году я защитила кандидатскую диссертацию, посвященную физиолого-биохимическим механизмам устойчивости растений к тяжелым металлам.
– А какой теме посвящена докторская диссертация, которую вы защитили в этом году?
– Она посвящена проблемам валеологии – науки о здоровье и здоровом образе жизни. Много лет я читаю курс по безопасности жизнедеятельности, которая немыслима без охраны здоровья. С каждым годом работы приходило понимание важности формирования знаний и умений по сохранению и укреплению здоровья студенческой молодежи. Основная ответственность за решение проблемы сохранения здоровья, прежде всего, ложится на образование во всех его проявлениях и на всех его уровнях, так как именно ему принадлежит важнейшая роль в формировании здоровьесберегающих знаний и умений у подрастающего поколения.
– Расскажите, пожалуйста, о своей работе на кафедре педагогики.
– В 1993 году меня пригласили работать на кафедру педагогики. Заведующим кафедрой был Леонид Яковлевич Бондарев. Так я перешла к научно-педагогической деятельности. Сейчас я преподаю педагогическую антропологию, медико-биологические основы дефектологии и безопасность жизнедеятельности. Я люблю студентов, для меня они прежде всего дети, которые нуждаются не только в знаниях, но и в понимании и любви. Однажды я проводила опрос среди студентов. Мне нужно было выяснить, на каком месте среди прочих ценностей у них находится здоровье. Я была тронута их искренними ответами. Некоторые из них написали, что на первом месте у них Бог. Для меня это было откровением. Но все-таки хотелось бы, чтобы для молодого поколения ценность здоровья также была на первом месте.
– Расскажите, пожалуйста, о работе Института педагогики.
– Институт был основан в 2016 году, а в 2019 году он стал структурным подразделением нашего университета. Кафедра педагогики, которую я возглавила в 2014 году, сегодня входит в структуру Института педагогики. Кроме нее, в структуру института входят кафедры дошкольного и начального педагогического образования, музыкального педагогического образования и специального (дефектологического) образования.
Став структурным подразделением Донецкого национального университета, институт педагогики получил новый импульс для своего развития по всем направлениям: в области образовательной деятельности, научно-исследовательской работы, воспитательной и социальной работы. Институт готовит специалистов, способных осуществлять педагогическую, научно-преподавательскую, просветительскую, культурно-организационную, управленческую деятельность в образовательных организациях среднего общего, среднего и высшего профессионального образования.
– Что отличает и выделяет людей, выбравших педагогическое образование, среди других студентов?
– К нам идут учиться студенты, которые любят детей. Дети очень чувствительны к искренней любви. Человечность, доброта, способность к состраданию закладываются в семье. Но и мы стараемся развивать эти качества у наших студентов. Сегодня много детей с различными нарушениями в физическом, психическом, интеллектуальном развитии, которым способны помогать наши выпускники педагоги-дефектологи. К сожалению, очень актуальны и востребованы профессии сурдопедагогов, тифлопедагогов, логопедов, олигофренопедагогов. Наши студенты приходят учиться с искренним желанием помогать детям и учить их.
Екатерина Дудникова
Оставьте отзыв