Преподаватель МГУ рассказал донецким коллегам об истоках и актуальных угрозах фейковых новостей
1 апреля 2021 года в Мультимедиацентре ДонНУ (Русский центр фонда «Русский мир») в режиме онлайн преподаватель Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Григорий Владимирович Пруцков прочел лекцию и провел семинар для преподавателей кафедры журналистики Донецкого национального университета. Тема занятий была посвящена фейковым новостям, их истокам и актуальным угрозам.
В начале занятия ученый отметил, что серьезных исследований на эту тему нет и не может быть. Тема фейковых новостей постоянно развивается и связано это с техническим прогрессом и развитием общества.
Лектор поставил перед собой задачу донести до слушателей, как не стать жертвой фейковых новостей. Для этого он сделал исторический экскурс от античных времен до появления новых медиа. Знания истории помогают правильно реагировать на те вызовы, что возникают перед нами сегодня. Фейковые новости появились одновременно с появлением журналистики, в это же время появляются и истоки пропаганды. Пропаганда, конечно, не является журналистикой, но очень активно в ней используется. Как, кто и с какими целями применял пропаганду и фейковые новости в Средневековье, в Европе и США XIX-XX веков, как это влияло на политику отдельных государств и континентов – затрагивалось в лекции. Слушатели узнали, что Наполеон был первым, кто понял роль фейковых новостей в политике и подкупал журналистов. В первые годы XIX века он издавал газету во Франции, которую распространял в Англии. Не сложно догадаться, что газета был наполнена фейковыми новостями. Политику фейковых новостей применяли все последователи Наполеона в XIX веке.
Очень интересно прозвучал сравнительный анализ европейской и американской журналистики. В связи с тем, что американская пресса с момента ее создания была частной, правительству было затруднительно распространять через нее политические фейки. Фейки распространяли журналисты в силу своих интересов главным образом с целью обогащения. На примере двух медиаимперий – Пулитцера и Херста – рассмотрели, как индустрия новостей влияла на политику и общество.
Также говорили о XX веке, который стал веком преобладающей пропаганды над журналистикой, фейки тоже изменились. Самый яркий тому пример – нацистская пропаганда и министерство пропаганды Йозефа Геббельса.
Ученый обратил внимание донецких коллег на то, что большинство военных конфликтов начала и второй половины XX века, все крупнейшие и важнейшие события в мире были результатом фейковых новостей и следствием не очень ответственного отношения к фейкам тех, кто принимает решения.
На семинарском занятии на конкретных примерах рассмотрели, как распознать фейки и как с ними бороться. Григорий Прутцков ознакомил слушателей с типичной схемой построения любой фейковой новости.
Также детально рассмотрели мягкую пропаганду, которая создает фейки не в индивидуальном масштабе, а рассчитана на создание фейков в размерах государства. Ученый разделил мягкую пропаганду на две категории – приемы помощи и приемы противодействия, подробно расписав каждый из них.
В завершение занятие пришли к выводу, что необходимо развивать медиаграмотность, особенно у молодежи, ученый выразил надежду, что в ближайшее время это станет разновидностью правительственной программы.
Оставьте отзыв