Студенты-журналисты подвели итоги научно-педагогической практики
Научно-педагогическая практика – один из важнейших элементов образовательного процесса магистрантов кафедры журналистики ДонНУ. В этом году 20 студентов 2 курса магистратуры направлений подготовки «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью» вживались в новую для себя роль – ассистента преподавателя, а также осваивали все характерные требования, обязанности и ответственности. За полтора месяца практики (с 1 февраля по 13 марта) ассистенты преподавателей провели свыше 100 пар по 30 профильным дисциплинам.
Самостоятельная подготовка к проведению учебных занятий, участие в разработке методических и учебных пособий позволили практикантам лучше ориентироваться в научно-информационном и образовательном пространстве. Непосредственное проведение лекций и практик, контакт с учащимися дали возможность четко определить организационно-методические этапы работы, развить культуру речи и общения, научиться оперативно и квалифицированно отвечать на вопросы студентов. Подготовка наглядного материала к лекционным, практическим, семинарским, лабораторным занятиям (презентаций, видеороликов, фотоматериалов, инфографики, плакатов, схем, майндмэп – интеллект-карт и прочего контента) позволила упрочить навыки систематизации данных, изложения материала в логической последовательности для эффективного восприятия и запоминания студентами младших курсов.
Особенностями прохождения практики, своими впечатлениями после проведенных пар и планами на будущее делятся новоиспеченные ассистенты-практиканты.
18 февраля студентка 2 курса магистратуры направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» Екатерина Очеретко провела лекцию по дисциплине «Журналистский практикум: радио» для студентов-рекламистов 2 курса. Свое занятие Екатерина посвятила подкастингу как новейшему, развивающемуся направлению современного аудиовещания. Практикантка представила на суд старшего преподавателя кафедры журналистики Татьяны Гудовой и младших коллег по цеху свое видение актуальной темы: всесторонне проанализировала существующие на сегодняшний день тематические виды подкастов, привела статистические данные по процентному соотношению их популярности среди слушателей разных стран, рассказала об условиях создания и размещения подкастов на медиаплощадках.
Студенты проявили неподдельную заинтересованность данной темой. Царящая в аудитории тишина во время лекции и громкие аплодисменты по ее окончании красноречиво свидетельствовали о понравившемся подходе преподавателя к изложению материала. Завершилось занятие продуктивным обсуждением предложенной темы, студенты задавали интересующие их вопросы, а Екатерина, в свою очередь, интересовалась у подрастающего поколения их мнением по поводу популярности подкастов и перспективами будущего развития данного направления аудиовещания. «Никогда раньше не слушала подкасты, но сегодня очень захотелось это сделать», – поделилась впечатлениями по итогу занятия студентка-второкурсница Екатерина Роспутанная. Преподаватель-практикант призналась, что сильно волновалась перед своей первой парой в роли педагога, ведь до сих пор у нее не было подобного опыта.
-Я удовлетворена проведенным занятием. Аудитория была настроена доброжелательно и открыта для восприятия и общения. Если бы не моя боязнь публичного выступления, то получилось бы вполне полноценная учебная лекция. Но считаю, что для первого раза я справилась, – подытожила свое занятие Екатерина Очеретко.
В это же день (18 февраля) состоялось еще одно учебное занятие по дисциплине «Журналистские жанры (аналитические: радио- и теле-)», которое провела студентка 2 курса магистратуры направления подготовки «Журналистика» Олеся Кисляк. Свою пару она посвятила таким аналитическим жанрам теле- и радиожурналистики, как комментарий и обозрение. Олеся детально рассмотрела жанровые особенности, на конкретных примерах объяснила суть жанровых элементов. Практикантка вела активную беседу со студентами, вовлекая их в процесс освоения темы, а в завершение предложила второкурсникам практическое задание для закрепления изученного материала. Нужно было подготовить план обозрения, основными пунктами которого необходимо было обозначить: телеканал и его направленность, тему обозрения, пространственные и временные рамки, присущие данному жанру, указать экспертов-комментаторов по заявленной проблеме, предложить исторические, статистические и другие данные. По истечении отведённого преподавателем времени, каждый студент должен был защитить проект, за который имел возможность получить дополнительные баллы.
— Всё прошло великолепно, контакт со студентами удалось легко установить, а это очень важно. Переживания оказались излишними. Главное – чувствовать себя уверенно перед младшими коллегами, глубоко изучить материал и проработать практическое задание, чтобы заинтересовать аудиторию, – поделилась впечатлениями Олеся Кисляк.
24 февраля в рамках дисциплины «Журналистское мастерство и специальность: работа пресс-службы» занятие провел студент 2 курса магистратуры направления подготовки «Журналистика» Николай Ткачев. К подготовке лекции «Исследовательско-новостные жанры PR-текстов: бэкграундер и лист вопросов-ответов» Николай подошел не только с теоретической, но и с практической стороны, разбавив традиционный формат лекции «вопросами-опросами», «вопросами-бонусами». Практикант уделил внимание жанровым элементам данных PR-текстов, оформлению, источникам фактажа, лайфхакам – современным секретам создания эффективных PR-текстов для внешних и внутренних PR-коммуникаций, а также цифровой трансформации жанров в современной информационно-коммуникационной среде.
Материал лекции студенты-второкурсники закрепили на практических занятиях, на время которых перевоплотились в PR-специалистов и презентовали PR-тексты от имени реально существующих брендовых корпораций/компаний: Apple, Eldorado, Н&М, IKEA, «Газпром», «Яндекс», «Мираторг», «РТК» (Республиканская топливная компания ДНР), «ДонКо» (ДНР), «Колбико» (ДНР) и др. Новостной повод студентам для создания PR-текстов Николай смоделировал самостоятельно – проведение пресс-конференции в рамках работы международной инвестиционной площадки.
Довольный проделанной работой со студентами, Николай так описывает свой преподавательский дебют:
-Изначально было волнительно: перед входом в аудиторию, первая минута лекции. Раньше я себя не представлял в роли преподавателя и не совсем понимал, с какими конкретно трудностями во время занятий я могу столкнуться. Это новый формат работы для меня. Но мне удалось вызвать интерес у студентов в ходе лекции, а во время практик они принимали активное участие в дискуссиях, поэтому время пролетало довольно быстро. Я получил новый опыт и много положительных впечатлений.
2 марта свои знания и навыки, полученные за пять с половиной лет обучения в ДонНУ, продемонстрировала студентка 2 курса магистратуры направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» Марина Пантилеева. Преподаватель предложила первокурсникам-рекламистам рассмотреть тему «Мемы, хайп, инфлюенс как эффективные инструменты информационно-коммуникационных технологий». Студенты не только с интересом слушали выступление лектора, но и включились в интерактивный обзор презентационных слайдов, на которые Марина выводила примеры мемов, хайпа, инфлюенса из современной рекламной и PR-практики. Лекционный материал получил 100 % отклик аудитории, подтверждением этому стали, в том числе, и студенческие сторис в Instagram.
—Заходить в аудиторию было волнительно, испытывала сомнения: воспримут ли меня серьёзно?! Но не прошло и половины пары, как я уже втянулась, полтора часа пролетели незаметно. Когда проводишь длительное время за подготовкой материалов к занятию, усердно прорабатываешь информацию, стараешься найти яркие и свежие примеры, невольно возникает тревожность, чтобы в результате всё запланированное получилось на высшем уровне. Мне повезло. Это случилось! Все с энтузиазмом участвовали в обсуждениях и даже делились этим в своих социальных сетях. «Информационно-коммуникационные технологии! Я думаю, каждый мечтал изучать мемы. А я теперь и изучаю!
Подытоживая работу всех магистрантов, следует отметить, что все они получили целостное всестороннее представление о современном педагогическом процессе и приобрели бесценные профессиональные навыки методической и педагогической работы преподавателя высшей школы.
Старшие преподаватели кафедры журналистики ДонНУ Татьяна Гудова и Екатерина Кухаренко
Оставьте отзыв