Юлия Малахай: в экспедициях есть и полевая романтика, и изнурительный труд
Предлагаем вашему вниманию интервью со студенткой третьего курса направления подготовки «История» Юлией Малахай. Материал был опубликован в газете «Университетские вести» (№ 2 2020 г.)
Студенческие годы Юлии Малахай не ограничиваются лекциями, проработками и экзаменами. Юля пишет научные статьи, посещает конференции, ездит в археологические экспедиции и научные стажировки. Подробнее о насыщенной студенческой жизни – в нашем интервью.
– Юлия, в детстве и юности многие мечтают стать археологами. Расскажите, как это – ездить в археологические экспедиции?
– Мне понадобилось две недели учебы на истфаке, чтобы понять, что мне интересно это направление. Я пришла на кафедру историографии, источниковедения, археологии и методики преподавания истории и выразила желание писать курсовую работу у заведующего кафедрой Александра Викторовича Колесника. Уже на первом курсе мы выпустили мою первую статью в журнал, входящий в РИНЦ, которая была посвящена периоду мезолита, а именно – реконструкции жилищ мезолитического типа. Первая археологическая экспедиция состоялась в рамках учебной практики при поддержке российского Института истории материальной культуры РАН. Мы проходили практику на стоянке «Рожок-1» в Ростовской области, открытой в 1961 году и широко известной тем, что там был найден зуб древнего человека. Нашу группу из 20 студентов поселили в местной школе, организовали для нас все необходимые условия. Отношение было очень чутким и даже трепетным, организаторы практики старались все доступно объяснять, направлять и привлечь к дальнейшей работе в археологии. Возможно, именно благодаря той первой археологической экспедиции в моей жизни были и последующие – на Бирючьей Балке (Ростовская область) и в Костёнках (Воронежская область). В экспедициях я провела пять месяцев за два года.
— Расскажите, как проходит день археолога в экспедиции.
— Утро начинается с подъема в 6-7 утра. Каждый день в лагере меняется дежурный, который встает раньше всех и готовит завтрак на всю группу. После завтрака все идут на утренний раскоп. К примеру, в Костёнках путь занимал около получаса и пролегал через меловую гору. Представьте такую картину: утро, вид сверху на поселок со старыми домиками, самолёты летают вдалеке, небо играет красками, меловые горы отражают цвета неба и солнца. Аромат стоит необыкновенный, смешиваются запахи разных трав и цветов. Пасутся коровы и козы. Но на этом романтика заканчивается, так как на раскопе нас ждет тяжелый и изнурительный физический труд. Есть три этапа: делаем заготовки под расчистку, расчищаем находки и фиксируем их, потом эти находки снимаем и несем в камеральное помещение в лагере, где их нужно отмыть и паспортизировать. По возвращении в лагерь обедаем и отдыхаем. А потом – во вторую смену работать на износ. После ужина, если вечер теплый, все собираются у костра, общаются, поют песни под гитару. В Костёнках у нас была поставлена задача добраться до определенного слоя земли. Мы это сделали и законсервировали раскоп до следующего сезона.
– Расскажите о самых запоминающихся находках, которые были на вашей практике.
– Больше всего меня впечатляют предметы искусства. Интересно находить следы мастерских, где древние люди изготавливали орудия труда. Первобытный человек когда-то пользовался всем этим, носил на своем теле, а спустя много тысячелетий ты находишь и держишь эти предметы в руках. От этого чувствуешь эйфорию. А вообще находок было много.
– В декабре на официальном сайте ДонНУ мы писали о вашей стажировке в Институте географии РАН в Москве. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой поездке.
– В экспедиции в Ростовской области я познакомилась с группой геологов из Москвы. На раскопках они делали отбор различных материалов и я, заинтересовавшись их работой, помогала. Потом по стечению обстоятельств мы встретились на конференции в Костёнках. Помимо участия в конференции геологи делали отбор вулканического пепла, и снова я присоединилась к их работе. Тогда они предложили мне приехать в Москву, чтобы в лабораторных условиях поработать с отобранным материалом. Позже они прислали мне официальное приглашение. В ходе стажировки были изучены образцы из археологического памятника верхнего палеолита Костёнки –14 (Маркина гора). Стажировка была направлена на изучение методики по извлечению и диагностики рассеянных частиц вулканического пепла в осадочных отложениях на базе лаборатории палеоархивов природной среды Института географии РАН. Анализ распределения пепла по разрезу нацелен на уточнение стратиграфии археологического памятника. Руководителем стажировкой выступал заведующий лабораторией палеоархивов природной среды Института географии РАН, к.г.н. Евгений Александрович Константинов. В скором времени выйдет публикация с окончательными результатами исследования, в котором мне посчастливилось поучаствовать.
Екатерина Дудникова
Оставьте отзыв