Рождественская тематика на заседании кружка зарубежной литературы на ФИЯ
6-го декабря 2016 года на ФИЯ прошло очередное заседание кружка зарубежной литературы. На этот раз говорили о рождественских мотивах в литературе и искусстве. Выбор темы не случаен: христиане всего мира (православные и католики) вступили в предрождественскую полосу ожидания чуда рождения Божественного дитяти. В начале заседания И.А. Попова-Бондаренко и Л.А. Рыжкова сделали небольшой культурологический экскурс, рассказав о евангелической истории рождения Богочеловека – младенца Христа, о поклонении ему волхвов, о подношении символических подарков: золота, как царю земному (то есть человеку), ладана – как царю небесному (божеству) и мирры – посмертного умащения (намёк на кончину). Зооморфная (животная) метафорика также сопровождает чудесное рождение: младенца Христа окружают не только чистые, безгрешные люди (дева Мария, Иосиф, мудрые волхвы, не пожелавшие выдать кровожадному царю Ироду местонахождение младенца), но и чистые животные. Своим дыханием младенца согревают вол и ослик, а вокруг толпятся кроткие и пушистые овцы (агнцы). В рассказ вплетались романтические и романные сюжеты и стихотворения на рождественскую тематику («Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана, мотив бегства в Египет из романа Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!», строки из «Рождества» Саши Чёрного и др.).
Полностью прозвучало стихотворение лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского «Рождественская звезда»:
В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре,
чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе,
младенец родился в пещере, чтоб мир спасти:
мело, как только в пустыне может зимой мести.
Ему все казалось огромным: грудь матери, желтый пар
из воловьих ноздрей, волхвы – Балтазар, Гаспар,
Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.
Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда.
Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,
на лежащего в яслях ребенка издалека,
из глубины Вселенной, с другого ее конца,
звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.
Рассказ ведущих сопровождался также показом рождественских сюжетов как в аматорском исполнении (компьютерные рисунки И.А. Поповой-Бондаренко), так и в и профессиональном: была показана музыкально-живописная композиция, когда под шубертовское “Ave, Maria” (божественный альт Робертино Лоретти) проплывали картины Гирландайо («Рождество Христово»), Бенвенутти («Рождество со святыми»), ди Бетти («Поклонение младенцу Христу») и другие.
Переключение музыкального ряда в современный регистр произвёл студент Данил Волохов. Он представил запись нескольких интересных роковых аранжировок рождественских песен Тома Уэйтса (T. Waits), Чака Берри (Ch. Berry), панк-группы «Мисфитс» (Misfits) с характерным для них хоррорным наполнением.
Завершилось заседание кружка прослушиванием рождественских колядок в исполнении Кубанского хора с их последующей обработкой западными композиторами (фрагмент из к/ф Криса Коламбуса «Один дома»), а также просмотром альбомных репродукций мастеров живописи от Ренессанса до барокко с комментариями студентов и культурологическим анализом. Обычно кружок работает ровно 60 минут, но в этот раз расходиться не хотелось. Ребята вспомнили и другие рождественские мотивы – и в песнях Булата Окуджавы («Виноградную косточку в тёплую землю зарою…»), и в «Городе золотом» (А. Волохонский, А. Хвостенко), который стал популярным благодаря Б. Гребенщикову.
Благодарим всех участников, до новых встреч во втором семестре!
И.А. Попова-Бондаренко, Л.А. Рыжкова
кафедра зарубежной литературы
Оставьте отзыв