Интервью декана ФМИТ изданию «Аргументы и факты»

После вхождения новых регионов в состав России вузы ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей начали встраиваться в российскую систему образования. Что изменилось, как учатся студенты, какие возникают проблемы и как оттуда, из прифронтовых территорий, видится решение главных вопросов в современном образовании? Об этом aif.ru поговорил с деканом факультета математики и информационных технологий Донецкого государственного университета, профессором Игорем Моисеенко.

«Привыкнуть невозможно»

Юлия Борта, aif.ru— Игорь Алексеевич, как сейчас живет Донецк? Как люди добираются на работу под постоянными обстрелами, страшно ли во время воздушной тревоги?

Игорь Моисеенко: — У любого жителя Донецка вопрос про воздушную тревогу вызовет сдержанную улыбку. Я лично ее не слышал уже точно несколько лет. Наверно, это и правильно. Не может же она срабатывать почти каждую минуту. Сказать, что жители города привыкли к регулярным обстрелам — конечно же, нет. К такому привыкнуть невозможно. Я могу отметить некую внутреннюю мобилизацию окружающих меня людей. В чем это выражается? Заметно меньше внешней праздности, больше внутренней собранности. Существенно увеличилось чувство взаимопритяжения в кругу семьи. Могу отметить неафишируемую повышенную ответственность сотрудников факультета за выполняемую работу. Вот это, на мой взгляд, наиболее характерные черты дончанина в начале 2024 года.

— А как вы опишете типичного студента донецкого вуза?

— Сказывается вот уже почти двухлетняя дистанционная форма обучения. Мы, конечно, проводим занятия с использованием современных информационных технологий, в онлайн режиме. Но это не позволяет воссоздать естественную для любого студента университетскую среду, ауру общения студента и преподавателя. Да и просто атмосферу нормальной студенческой жизни. Остро чувствуется нехватка естественного нецифрового общения. Практически у каждого студента чувствуется острое желание вернуться к нормальной жизни. Не думаю, что это возвращение будет проходить гладко. Прогнозирую проблемы с коммуникабельностью студентов, это потребует дополнительных усилий преподавательского состава университета.

— Но сами преподаватели ходят на работу в университет?

— Да, дистанционная форма только для студентов. Некоторые корпуса сейчас стоят отключенные от всех коммуникаций из-за постоянных обстрелов и прилетов. Сотрудники расположились в других зданиях университета. Так что мы общаемся, но студенческого гомона в аудиториях и коридорах нет. Этого не хватает. Деканат нашего факультета располагается на 8 этаже. Окна выходят на север. А если посмотреть чуть западнее, можно вдали увидеть Авдеевку. И то, что вы читаете в военных сводках про Авдеевку, я это все слышу и вижу из окна. Все происходит на моих глазах.

— Наверное, туда можно доехать минут за десять?

— В мирное время до Авдеевки можно было доехать на машине минут за двадцать. Сейчас не берусь сказать. Это может быть дорога длиною в жизнь. Видимо, пока не замкнется кольцо, взять ее будет проблематично. Тяжело бойцам, тяжело жителям… Вот так и живем. Но за спиной уже 9 лет. Так что мы справимся.

«Самыми тяжелыми были 2014 и 2015-й»

— Как менялась жизнь университета после 2014 года, 2022-го?

— Оборачиваясь назад, могу сказать, что самыми тяжелыми были 2014-2015 годы. Хотя не так много обстрелов было, как сейчас. Но гораздо тяжелее переносится неопределенность. А когда пришло понимание, куда идем, то каждому на этом пути стало просто нужно делать свое дело. Делать то, что нужно, и будет, как должно.

После 2022 года университет стал возвращаться к нормальной жизни. Огромная заслуга в этом нашего ректора — Светланы Владимировны Беспаловой. Она пошла впереди и повела за собой всех. Очень непросто проходил переход от украинских стандартов в образовании на стандарты Российской Федерации. В том, что университет выжил, есть вклад каждого сотрудника, в том числе тех людей, которые чистят дорожки, убирают осколки после обстрелов.

Ну а после того, как большая Россия распахнула двери нашей республике, вообще не может быть никаких сомнений в правильности сделанного в 2014 году выбора.

— Были коллеги, которые выбрали другую сторону?

— Каждый сам определяет свою судьбу. Нет смысла о них говорить, все рубиконы пройдены. Могу о себе сказать. Я в далеком 1979 году пришел в этот университет студентом математического факультета. Потом — аспирантура, ассистент кафедры, кандидат, доцент, доктор физико-математических наук, профессор. Сейчас я декан этого же факультета. Поэтому никаких вопросов о выборе не возникало. Вся моя жизнь связана с этим университетом.

Математику не знают?

— Сейчас многие эксперты говорят о том, что происходит гуманитаризация образования. Дети не хотят учить физику и математику. Проще выучить обществознание и поступить в вуз. Вы застали советскую школу. Может, мы что-то потеряли и это нужно вернуть?

— Переходы на дистанционную форму обучения во время эпидемии COVID-19, потом в связи с началом специальной военной операции, конечно, сказались на качестве образования выпускников школ. Естественно, что снижение качества образования наиболее сильно отразилось в области точных наук, в частности, математики. Мы пытаемся изменить ситуацию. При университете работает лицей, где есть классы математики и информатики, которые курируют преподаватели факультета. Реализуются также различные проекты для популяризации математического образования. Математический конкурс «Золотой ключик — 2023» собрал весной прошлого года около 1400 школьников из различных городов ДНР. Среди них есть города, которые ежедневно звучат в фронтовой сводке — Горловка, Дебальцево, Ясиноватая и другие.

Не соглашусь, что у современных школьников нет стимула изучать математику. Он даже более весомый, чем в советское время. Молодое поколение, на мой взгляд, гораздо прагматичнее, чем 30 лет назад. Общение со студентами это показывает. А умение применять современные информационные технологии открывает перспективы в будущей карьере, с которыми трудно конкурировать, в частности, в тех же гуманитарных направлениях. Однако для овладения информационными технологиями требуется очень хороший математический базис, который начинает формироваться в школе. Его пока и правда у большинства школьников нет. И дело не в том, что дети поглупели. Необходима новая концепция школьного образования. Я хорошо помню советскую школу, и могу точно сказать, что это не должна быть калька с нее. И тем более недопустимо копирование американской или другой системы. Сейчас и в университетском образовании нет четкого понимания, то ли мы уходим от болонской системы, то ли продолжаем где-то по ней организовывать учебный процесс. Шатание по концептуальным вопросам нехорошо сказывается. Надо определяться, строить национальную систему образования, отвечающую запросам XXI века. А начинать необходимо со школы.

— Есть предложение не учитывать экзамен по русскому языку при поступлении на технические направления в вузах. Только математику, физику и информатику. Вы согласны?

— Русский язык — это не только синтаксис и семантика. Это, прежде всего, русская литература. И когда начнется настоящая профессиональная деятельность математика-программиста, выпускника нашего факультета, поверьте мне, времени на художественную литературу практически не останется. С каким гуманитарным запасом он выйдет в этот жесткий мир профессиональной конкуренции, с таким по большей части и придется ему жить. Поэтому я не сторонник таких нововведений.

«У нас все получится»

— Вы ощущаете поддержку федерального центра, других вузов?

— Конечно. С 2014 по 2022 год работа вуза с научными учреждениями РФ строилась по большей части на основе личных связей. И только после вхождения республики в состав России этот процесс стал системным. Многие нам помогают — МГУ им. М.В. Ломоносова, Южный федеральный университет, Донской государственный технический университет и другие. Запомнилось, как в конце сентября 2022 года мы отправились в ДГТУ на повышение квалификации. Когда ехали в Ростов-на-Дону, проходили паспортный контроль, еще была граница, таможня, а обратно — уже обычное КПП и все.

В июне 2023 года для подготовки математических кадров открылся Азово-Черноморский региональный математический центр, куда вошли Донецкий государственный университет, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского и Институт прикладной математики и механики из Донецка. Также в 2023 году был создан инжиниринговый центр, в рамках которого поступило масштабное финансирование на закупку оборудования для научных исследований. Техника настолько современная и подчас дорогостоящая, что, когда называлась стоимость, скажем, микроскопа, наши сотрудники лишь тихонько вздыхали.

— У вас наверняка есть студенты, преподаватели, которые отправились в зону СВО. Расскажите про них.

— Я думал над этим вопросом, когда готовился к интервью. Поднял список наших студентов, преподавателей. А потом понял, что назвать одних и не сказать про других — неправильно. Всех не перечислишь в интервью, а пропустить кого-то нельзя. Все участники СВО — это герои.

— Как вы смотрите в будущее?

— У нас нет никакого пессимизма, есть реалии, с которыми мы научились справляться. Чувство, что ты не один, очень помогает. А системность и масштабность помощи со стороны Российской Федерации дает уверенность — все будет решено, у нас все получится.

Оставьте отзыв

Ваш email не будет опубликован.


*


Олимп Бет Казино Олимп Казино twitter