ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ председателя Профсоюза работников образования и науки Донецкой Народной Республики ГОРШКОВОЙ АСИ СЕМЕНОВНЫ на расширенном заседании коллегии Министерства образования и науки

Хочу остановиться на проблемных вопросах, которые не удалось до конца решить в 2017-2018 учебном году и о предлагаемых путях их решения.

Начну с вопроса о заключении коллективных договоров и соглашений. На сегодняшний день в Республике нет законодательного акта, необходимого для их регистрации. Однако, наш Профсоюз сделал все от него зависящее, чтобы коллективные договоры в учреждениях отрасли были заключены.

На сегодня отраслевой Профсоюз:

  • Разработал Порядок заключения коллективных договоров
  • Подготовил Макеты коллективных договоров (отдельный для ОО ВПО и ОО СПО, для первичных организаций школ, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования).
  • Получил ответ на свой запрос от Министерства труда и социальной политики о действии коллективного договора, даже если он не зарегистрирован.

Июнь 2017 года — Отраслевое соглашение пролонгировано на 2017 — 2018 годы. Что это дало?

В соответствии с п. 9.13. отраслевого Соглашения заключено:

  • заключено 31 соглашение между руководителями органов местного самоуправления муниципального образования и городскими, районными, районными в городах территориальными профсоюзными организациями по решению социальных вопросов в сфере образования;
  • подписаны коллективные договоры в 95% школ, дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования;
  • подписаны коллективные договоры в 70% образовательных учреждений среднего профессионального образования, входящих в состав отраслевого Профсоюза, и во всех образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
  • подписаны коллективные договоры в 5 организациях Профсоюза, выходящих на Республиканский комитет. В августе — сентябре 2017 года территориальные организации провели совместные заседания с коллективами отделов (управлений) образования по итогам выполнения (заключенных в 2016 году) соглашений.

Количество заключенных коллективных договоров – 1140. Количество работников, охваченных коллективным договором – 47 170.

Да, до сих пор нет Закона ДНР «О социальном диалоге», но в соответствии с Конституцией ДНР действует Закон «О коллективных договорах и соглашениях» Украины, а это значит, что все коллективные договоры после их принятия общим собранием всего коллектива уже действительны и есть ответ Министерства труда и социальной политики ДНР (ответ от 03.11.2017 № 01 1-15/3555 заместителя Министра труда и социальной политики «До принятия такого нормативного правового акта коллективные договоры, заключенные на предприятиях, в учреждениях, организациях ДНР после вступления в силу Конституции ДНР считаются действительными без их уведомительной регистрации»).

Приложением к ним стал Ориентировочный перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, которым может предоставляться дополнительный отпуск.

Министерством образования и науки утвержден перечень таких работников ВПО, СПО, на днях – интернатских учреждений, а по учреждениям общего, дошкольного, дополнительного образования направлено письмо во все территориальные профсоюзные организации Республики с разъяснениями порядка предоставления таких отпусков (письмо по данному вопросу было также направлено Федерацией профсоюзов ДНР Трапезникову Д.В., опубликовано в майском выпуске газеты «Перекресток»).

Первыми решили этот вопрос в г. Снежное (есть распоряжение и. о. главы города, утвердившего этот перечень после того, как он совместно был подготовлен управлением по образованию и территориальной профсоюзной организацией), а также такой перечень утвержден Амвросиевской районной администрацией. Надеюсь, что этот список будет до конца года продолжен.

Не менее важная проблема – отсутствие в Постановлении Совета Министров ДНР №6-4 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и размеров должностных окладов (тарифных ставок) по оплате труда работников учреждений, предприятий, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» ряда должностей работников отрасли: Воспитатель-методист; Повар; Кухонный работник; Медсестра; Кладовщик; Шеф-повар; Машинист по стирке и ремонту; Педагог дополнительного образования; Культ-организатор; Костюмер; Хореограф; Балетмейстер; Осветитель.

  • низкий уровень тарифных разрядов ряда других работников.

Мы отправили обращение в Совет Министров с просьбой внести дополнение в вышеназванное Постановление и в комитеты Народного Совета нас поддержать своими обращениями, а также предлагаем изменить, т.е. повысить тарифные разряды для работников (специалистов) групп по централизованному хозяйственному обслуживанию учреждений образования городов и районов Республики, заработная плата которых составляет от 3 400 до 4 500 рос. руб. (а почти все они имеют высшее образования),

  • для методистов и заведующих методическими кабинетами;
  • для главных бухгалтеров централизованных бухгалтерий;
  • для заведующих лабораториями учреждений высшего профессионального образования и ряда других.
  • для библиотекарей ВПО.

Прошу коллегию поддержать нас в этом вопросе.

Несколько слов о такой категории как библиотекари ВПО. Уровень оплаты их на 2 тарифных разряда ниже, чем у библиотекарей, работающих в библиотеках учреждений культуры. Мы подготовили обращения в Министерство финансов по этому вопросу со всеми выкладками.

Проблемным оказался и вопрос о медицинском обслуживании как сотрудников, так и обучающихся. Обращение Министерства образования и науки и наша, личная встреча с министром здравоохранения дали определенные результаты.

Конечно, гарантийные письма, предлагаемые Министерством, это было временное решение вопроса. Особенно сложным этот вопрос остается и в этом году в большинстве городов, районов, СПО, так как не получены средства на медицинские осмотры во 2, 3 кварталах. Получается, что если выполнять Закон ДНР «Об охране труда», то работники отрасли не могут работодателем быть допущены к работе, а денег на прохождение медосмотров учреждения образования не имеют. Мы отправили обращения по данному вопросу в Министерство финансов, в Министерство здравоохранения с просьбой разъяснить какие услуги должны быть оказаны медицинскими учреждениями на 500 рублей (сумма, определенная на медицинские осмотры).

Также  пока  нет  окончательного  решения  вопроса  о  медицинском обслуживании студентов высшего и среднего профессионального образования (этот  вопрос  мы  рассматривали  на  Совете  ректоров  также,  как  и вопросы:

  • о получении стипендий по картам;
  • установление банкоматов на территории образовательных организаций высшего профессионального образования;
  • повышение стипендий студентам образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования во втором полугодии 2018 года.

Хочу напомнить, что наши настойчивые совместные обращения дают положительные результаты.

Как пример: обращение к министру финансов по вопросу выплаты надбавки за сложность, напряженность в работе работниками централизованных бухгалтерий (неоднократное). И как результат письмо и ответ министра финансов Е.С. Матющенко. А также внесения изменений в Постановление Совета Министров № 6-4 о распространение на сельских учителей 10% доплаты (Постановление Совета Министров от 26.04.2017 г.)

Здесь все также не просто. Только после нашего обращения к главам администраций в 2 районах Старобешевском и Амвросиевском эти доплаты стали выплачиваться – т.е. были включены в бюджетный запрос.

Народная мудрость гласит: «Кто стучит – тому открывают». Пример: по нашему предложению внесены изменения в Закон «О налоговой системе» — освобождены от налога суммы Республиканского бюджета, направленные на питание студентов льготной категории.

Кстати, это и выполнение п. 3.1.10 отраслевого соглашения.

  • еще один положительный пример, Министерство социальной политики предложили Народному Совету внести изменения в Закон «Об отпусках», в части установления продолжительности удлиненного ежегодного основного оплачиваемого отпуска научным, научно-педагогическим и педагогическим работникам – Советом Министров Донецкой Народной Республики, а главное, в части того, что приложение 15 утрачивает силу по истечении 6 месяцев с дня вступления в силу настоящего Законопроекта.

После получения обращения Федерации профсоюзов (по нашему предложению) в комитет по вопросам социальной и жилищной политике проект этого Закона не рассматривался.

Обсуждая проект Программы «Сила Донбасса», мы предложили до конца 2018 года:

  • принять Закон ДНР «О минимальных государственных гарантиях»;
  • произвести перерасчет должностных ставок и окладов работникам отрасли в соответствии с Постановлением Совета Министров № 6-4 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и размеров должностных окладов (тарифных ставок) по оплате труда работников учреждений, предприятий, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы»;
  • увеличить академическую стипендию студентам образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования в 2018 году.
  • принять Постановление Совета Министров «О временном коллективно-договорном регулировании решении социально-экономических вопросов»;

Анализируя далее Соглашение между Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики и Республиканским комитетом Профессионального союза работников образования и науки хочу остановиться на п. 5.1.1.

5.1.1. Разрабатывать следующие нормативные правовые документы:

  • Инструкции о порядке расчета (начисления) заработной платы работников образования (в том числе научно-педагогических и научных работников);
  • Типовые Правила внутреннего трудового распорядка для работников государственных образовательных организаций и научных учреждений;
  • Типовые штатные нормативы численности всех типов образовательных организаций и научных учреждений;
  • Квалификационные характеристики педагогических, научно-педагогических, научных и других работников образования и науки как необходимое условие обеспечения объективной аттестации сотрудников и создание надлежащих условий оплаты труда (на протяжении двух лет);

Мы подготовили Типовые правила внутреннего трудового распорядка в

2016 году и после приказа Министерства образования и науки они были направлены во все организации отрасли, я надеюсь, что были в них утверждены.

  • вот остальные подпункты этого пункта, к сожалению, до сих пор не разработаны в полном объеме, что не положительно сказывается на многих аспектах деятельности учреждений образования, ВПО, СПО, науки.

И еще два проблемных вопроса:

  1. О стимулирующих выплатах интернатским учреждениям, учреждениям СПО, дополнительного образования и др.
  2. Предоставление работникам организаций в соответствии со статьей 13 Закона ДНР «Об охране труда» льгот и компенсаций за тяжелые и вредные условия труда, когда по технологическом процессу их нельзя полностью устранить, является надежной социальной защитой для работников.

Однако эта статья Закона ДНР «Об охране труда» выполняется частично. В организациях, где проведена аттестация рабочих мест, установлены доплаты за работу во вредных и тяжелых условиях труда до 12%. Но, из-за отсутствия Закона о коллективных договорах, даже при условии проведения аттестации рабочих мест, льготы и компенсации предоставляются не везде.

Да, на сегодня еще не решены многие вопросы, но я уверена, решаться они будут при нашей настойчивости и слаженной совместной работе, ведь Профсоюз не будет делать за тебя или для тебя, он будет делать вместе с тобой (Дуглас Рафферти). Отсюда вывод ясен — хочешь изменить жизнь к лучшему, все в наших руках.

Мы убеждены, что поставленных целей можно добиться только тогда, когда мы едины, солидарны и организованы. Только сильный Профсоюз может быть надежной социальной защитой работников, только с сильным Профсоюзом считается власть.

Многое может меняться, но идея справедливости, а значит, провозглашающие и отстаивающие её Профсоюзы, будут существовать столько, сколько будет существовать Человечество.

Оставьте отзыв

Ваш email не будет опубликован.


*


Олимп Бет Казино Олимп Казино twitter