Кафедра журналистики ДонНУ и журфак МГУ создали совместный спецпроект

В рамках медиасотрудничества факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова и кафедры журналистики ДонНУ студенты организовали совместный проект «Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты».

Что читают студенты кафедры журналистики ДонНУ — можно прочитать на сайте журфака МГУ в СМИ «Журналист-ONLINE». https://journonline.msu.ru/articles/note/skazhi-chto-ty-chitaesh-i-ya-skazhu-kto-ty/

Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты

Благодаря исследованию донецких и московских студентов удалось узнать, что сегодня читают будущие медийщики. Бытует мнение, что книга – душа писателя. Мы решились на смелый шаг: (посчитав, что книга – душа и читателя) прикоснуться к студенческой душе. Это сделать нам позволили 150 респондентов 1-6 курсов трех направлений подготовки «Журналистика», «Телевидение», «Реклама и связи с общественностью» Донецкого национального университета. Итак, какая же она – душа нынешней молодежи Донбасса?

Проводимое исследование определило книги, за которые свой голос отдало большинство респондентов по состоянию на февраль-март 2023 года. Допускаем, что изменение временных и количественных показателей исследования даст новые результаты.

 В ТОП-10 книг, формирующих современную молодежь, вошли:

  • «Мастер и Маргарита» М. Булгакова,
  • серия романов о Гарри Поттере Дж. К. Роулинг,
  • «Преступление и наказание» и «Бесы» Ф. Достоевского,
  • «Три товарища» Э.М. Ремарк,
  • «Восхитительная ведьма» А. Джейн,
  • «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери,
  • «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда,
  • «Унесенные ветром» М. Митчелл,
  • «Война и мир» Л. Толстого.

 Самой популярной книгой оказался роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», сами студенты объясняют это так: «Книга актуальна всегда, для всех поколений. Перечитывая, каждый раз открываешь для себя что-то новое». Глядя на ТОП-10 читаемых книг, нельзя не учесть сегодняшнее настроение общества и ситуацию в стране. Давайте попытаемся обобщить темы этих произведений:

  • на первом месте – вечный поиск смысла жизни, любви и высшей нравственности;
  • на втором – вызов обществу и самоутверждение;
  • на третьем и четвертом – поиск счастья (вечная жизнь, деньги или власть);
  • на пятом – любовь, настоящая дружба и человеческие взаимоотношения.

Как видим, «книжное мировоззрение» наших студентов основывается на вечных темах, описанных (как свидетельствуют результаты исследования) в большинстве русскими и английским, немецким, французским, ирландским и американским писателями. Согласно результатам опроса, можно заметить, что студенты кафедры журналистики ДонНУ отдают предпочтение вечной классике, но также интересуются и современными авторами и их произведениями.

Чтобы лучше познать нашу молодежь, посмотрим еще на ответы респондентов, учитывая, что студенток из них – 89%, а студентов – 11%; возраст отвечающих – 17-30 лет и почти 70% совмещают учебу с работой.

На вопрос, какие книги вы читаете чаще, чуть больше половины ответили, что 50% на 50% – бумажный и электронный формат сочетают при чтении. 29% – выбирает чаще бумажные издания и только 19% – электронные.

Также по результатам опроса мы составили ТОП-5 «настольных книг» в профессии будущих медийщиков кафедры журналистики ДонНУ:

  • «Пиши, сокращай» Максим Ильяхов
  • «Интернет-журналистика» Александр Амзин
  • «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно, где угодно» Ларри Кинг
  • «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» Дейл Карнеги
  • «Психология журналистского творчества» Елена Пронина

То, что на журфаке нужно много читать, понятно каждому поступившему сюда. И не только литературу по программе! Важно штудировать книги по своей профессии. Настольные книги журналиста главный источник профессионального развития медиаспециалиста.

Авторы: Лилия Метелищенко, Дарья Тиевкая, Ксения Тимофеева, студентки Донецкого национального университета.

Куратор от ДонНУ ст. преподаватель Екатерина Анатольевна Кухаренко.

Куратор от МГУ доцент Анна Владимировна Толоконникова.

 Мнение экспертов

 Вячеслав Теркулов, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка Донецкого национального университета, основатель школы универбализационной композитологии и аббревиации, школы лингворегионалистики, главный редактор журналов «Новые горизонты русистики» и «Вестник ДонНУ. Серия Д. Филология и психология», заслуженный учитель ДНР, обладатель высшей награды русистики – медали А.С. Пушкина:

«Я не уверен, что здесь возможны какие-то глобальные обобщения. Я часто слышу от своих сверстников, что молодёжь пошла нынче не та, что читает она мало и не литературу, а чтиво: детективы, комиксы и т.д., если вообще читает. Я слышу это в основном от людей интеллигентных, которые всегда жили книгами, литературой. И у них, скажем так, возникла иллюзия: весь мир, в котором они жили – таков. Ибо весь их приятельский круг таков. И хочется думать, что все их сверстники, все люди их эпохи таковы. На самом деле все не так: среди моих друзей детства читающих (реально читающих, а не сетующих на молодёжное бескультурье) – человек пять. А если посчитать моих сотоварищей «со двора», одноклассников, одногодок – их наберётся более сотни. Процентов пять выходит… Правда, друзья молодости – все читающие. За небольшим исключением. Просто мне с ними было интересно, и я их сам выбирал. Но сейчас не об этом.

Мне кажется, что мысль о глобальной начитанности людей восьмидесятых и раньше – преувеличение. Пропорции мира не меняются. Читателей, я имею в виду запойных читателей, всегда было примерно одинаково, и это, скорее всего, 5-10 % от всего человечества. Остальные читают по случаю. И так было, думаю, в любом поколении. Правда, у каждого поколения свои манеры чтения. У нынешнего есть возможности и стереотипы, которых не было у нас. Я «Мастера и Маргариту» прочитал в машинописном варианте: кто-то просто перепечатал ее на машинке, переплёл и бесплатно (!) давал почитать (мне дали на два дня). Сейчас достаточно одного клика для скачивания.

Литература стала доступнее, тяжёлые толстые книги не нужно таскать с собой. Достаточно телефона. При этом современные технологии позволяют читать книгу по-другому, интерактивно, что ли. Я уж не говорю об аудиокнигах (у нас тоже было что-то похожее – радиоспектакли). Хорошо это или плохо? Это нормально. В мире случается только то, что должно случиться. Сетовать о клиповом мышлении молодёжи – то же самое, что сетовать о восходе солнца на востоке. Они получили то, что мы подготовили. Они наше продолжение.

Если говорить о тех книгах, которые следует обязательно прочитать, мне сложно что-либо посоветовать. Человек индивидуален. На книжной полке у него должны быть те книги, которые ему нужны. Я могу сказать только о тех, которые произвели на меня самое неизгладимое впечатление. Это рассказы А. Чехова, «Праздник, который всегда с тобой» Э. Хемингуэя и «Время больших ожиданий» К. Паустовского».

Ксения Першина, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и теории словесности Донецкого национального университета:

«Подборка самых читаемых книг, по результатам опроса, на мой взгляд, не демонстрирует выраженной картины читательских предпочтений молодежи. Единство, которое здесь просматривается, можно обозначить одним словом – классика, потому что позиции рейтинга «10 самых читаемых книг» занимает классика русской литературы – Булгаков, Достоевский, Толстой; классика зарубежной литературы – А. де Сент-Экзюпери, Уайлд, Ремарк; хотя и разновременная, но классика легкого, развлекательного жанра – «Унесенные ветром», «Гарри Поттер».

С точки зрения литературоведческой, практически все вошедшие в рейтинг произведения объединяет динамичная или эксцентричная сюжетно-фабульная составляющая, то есть молодого читателя привлекает, прежде всего, яркая событийность, инфернальная, мистическая, как в «Мастере и Маргарите», «Портрете Дориана Грея», условно-фантастическая («Маленький принц», «Гарри Поттер»), или это могут быть реалистические перипетии беллетристической фабулы – главное, чтобы смысл был максимально воплощен в динамическое действие или яркий сюжетный прецедент. Во многом это критерий хорошей литературы – если смысл воплощен фабулически, во многом – критерий современного литературного вкуса. В этом плане, меня удивило присутствие на десятой, правда, позиции романа «Война и мир» Л. Н.Толстого, удивило в том смысле, что по моим наблюдениям, в том числе в отношении себя как свободного читателя, эпопею сегодня трудно читать, ритм ее катастрофически не совпадает с ритмом действительности, в которой мы живем, где чтение любой книги по объективным причинам прерывно, эпопея требует плавности чтения. То, что именно этот роман Толстого вошел в список – говорит для меня о весе «авторитета» книги для молодежи. То же можно сказать и о романах Достоевского («Преступление и наказание», «Бесы»), занимающих в рейтинге высокие позиции. Достоевский — самый читаемый в мире русский прозаик, но объяснить такую востребованность романа Достоевского для свободного читательского выбора можно, на мой взгляд, не только весом его литературного имени, но и тем, что бесконечная рефлексия субъекта над самим собой, поиск основы для внутренней жизни, концентрация на острых темах, таких как, например, суицид, словом, стресс становления «внутреннего человека» — это всегда созвучно молодым в их процессе становления.

Интересным мне показалось то, что представленный по итогам опроса рейтинг не демонстрирует какой-либо модной тенденции читательских предпочтений, как это было, например, в 60-х, 80-х, 90-х годах прошлого века. Читательское поле, действительно, стало сегментированным, каждый выбирает группу, направление, жанр, отдельное произведение, которые вызывают индивидуальный интерес, нет никакой ни высокой, ни «модной» иерархии сегодня. Не отражает рейтинг и шкалу популярности, качества, востребованности, выстраиваемую большими литературными премиями или новой исторической и политической повесткой, читательские ориентиры молодежи, основываясь на опросе донецких студентов-медийщиков, ориентированы на внутрилитературные критерии и индивидуальные предпочтения и вовсе не регулируются внешними маркерами.

Выбор бумажного или электронного носителя произведения оказался для студентов совершенно не принципиальным, отвечающим, скорее всего, вопросам доступности (в каком варианте доступна книга, в таком и читают), что несколько снижает ценность рецептивных концепций, касающихся феноменологии художественного текста, для реальной практики чтения, по крайней мере, в границах проведенного опроса».

Подводя итог, скажу, что, на мой взгляд, молодежь не читает меньше, просто выбор чтения стал труден в силу эклектики литературного поля. Условно говоря, все читают, но читают очень разное, так, что возможность широкого диалога о прочитанном тонет в океане современного книжного рынка. Что касается рекомендации, какие книги читать, то это самая трудная рекомендация, которая может быт. В этом вопросе я своеобразный фаталист по принципу «нужная тебе книга сама тебя найдёт». Но все же добавлю, что для формирования профессиональных качеств человека, ориентирующегося в гуманитарной культуре, студентам-гуманитариям надо обязательно читать Библию и античную литературу, потому что это база всей западноевропейской и русской культуры. Без знания первичных источников трудно что-то понимать в их бесконечных «ремейках» в большой культуре. А это знание первоисточников, к сожалению, перестало быть всеобщим и само собой разумеющимся».

Оставьте отзыв

Ваш email не будет опубликован.


*


Олимп Бет Казино Олимп Казино twitter