Выступление ректора ДонНУ Светланы Беспаловой на заседании Президиума Совета ректоров вузов Юга России

 Уважаемые коллеги!

Прежде всего от имени вузов Донецкой Народной Республики выражаю огромную благодарность Президенту Российского Союза ректоров, ректору Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктору Антоновичу Садовничему, президенту Южного Федерального университета Марине Александровне Боровской, ректору Южного Федерального университета Инне Константиновне Шевченко, ректорам российских вузов и всему академическому сообществу Российской Федерации за помощь и поддержку в период проведения специальной военной операции по освобождению Донбасса!

Мне особо хотелось бы отметить искреннее желание всемерно содействовать нашей каждодневной борьбе и работе во имя будущего нашей Родины – России, и ее неотъемлемой части – Русского Донбасса!

Все это может быть свойственно только людям небезразличным, единомышленникам, соратникам и друзьям!

Мы едины в стремлении сделать так, чтобы в республиках были восстановлены и получили дальнейшее развитие промышленный потенциал, наука и образование, развивалась и укреплялась социальная сфера, формировались высококвалифицированные профессиональные кадры, которыми всегда славился Русский Донбасс! Как отмечено в Обращении Российского Союза ректоров: «Вместе мы великая сила!»

Мы также едины в желании сделать все возможное, чтобы естественные процессы интеграции Донбасса с Российской Федерацией во всех сферах жизнедеятельности принимали устойчивый и необратимый характер!

Мы – один народ! Сегодня, мы – русские, объединяемся и консолидируемся, чтобы дать достойный ответ на все вызовы времени. Победа будет за нами!

Итак, в чем специфика нашей ситуации, какие первоочередные приоритетные задания мы видим в сфере образования и науки Донбасса на сегодняшний день?

Использование научно-образовательного и интеллектуального потенциала является одной из ключевых, если не важнейшей задачей в стратегии единения, духовного, культурного и разностороннего социально-экономического развития Русского Донбасса.

Работа в этом направлении динамично расширяется и углубляется, уже приносит самые весомые результаты по многим направлениям. Прежде всего, это аккредитация в Рособнадзоре Российской Федерации наших образовательных программ, это содействие в подготовке научно-педагогических кадров, взаимодействие в области молодежной и студенческой науки, и другие итоги взаимодействия.

Дальнейшие задачи не менее актуальны и масштабны.

В настоящее время, несмотря на трудности, потенциал донецкой науки, особенно в кадровом отношении, сохраняет свой уровень. Он в определенном смысле опережает текущие потребности экономики и промышленности Республики и может сыграть свою роль также и в развитии российской науки и технологий.

Утрата этого потенциала, создание которого явилось сложнейшим длительным процессом с большими вложениями, на наш взгляд, недопустима, а возможности его сохранения и укрепления однозначно связаны с самой глубокой интеграцией в научно-технологическую сферу России.

Кратко представлю актуальные проблемы, стоящие перед вузами Донбасса

  1. Недостаточный уровень финансирования вузов ДНР по сравнению с вузами Российской Федерации.

Например, несмотря на то, что Донецкому национальному университету за последние три года увеличен общий бюджет почти вдвое, этот уровень в пять раз меньше в сравнении с ведущими региональными вузами РФ с близкими показателями по контингенту студентов (НИУ БелГУ, ВГУ и других классических университетов РФ).

Низкий уровень финансирования не дает возможности реализовать проекты по развитию вуза; обновления учебной лабораторной базы, материально-техническому обеспечению и др. (100% бюджета идет на заработную плату, стипендии и текущее содержание).

  1. Отсутствие возможности для участия исследовательских коллективов вузов Республики в российских конкурсах научных проектов и грантов.
  2. Отдельного внимания заслуживает вопрос об интеграционных процессах в области подготовки и аттестации научно-педагогических кадров высшей квалификации, подготовки докторов и кандидатов наук, а также аспирантской подготовки.

С учетом степени вовлеченности российских специалистов в работу диссертационных советов, экспертных советов ВАК ДНР, в процессы экспертизы диссертационных исследований, может было бы уместным еще раз поставить вопрос о признании в Российской Федерации ученых степеней и званий, присужденных и присвоенных в Республике.

Предложения по решению этих и ряда других проблем, по перспективам наращивания сотрудничества Российской Федерации и Республик Донбасса в образовании, науке, инновациях, воспитании студенчества, переданы нами для рассмотрения Президиумом Совета ректоров вузов Юга России.

Озвучу некоторые из них

         Исходя из задач дальнейшей организации эффективного взаимодействия:

         – реализовать процедуру официального закрепления вузов-кураторов Российской Федерации по разработке и реализации программ сотрудничества и перспективного развития;

– ходатайствовать перед  Министерством науки и высшего образования Российской Федерации о целевом содействии и ресурсной поддержке вузов–кураторов в реализации программ сотрудничества образовательных организаций Российской Федерации и Донецкой Народной Республики;

– ходатайствовать об оказании содействия в решении вопроса участия ученых научных и образовательных организаций Донецкой Народной Республики, прошедших аккредитацию в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки РФ, в программах исследовательских грантов, в научных и образовательных проектах РФ.

         В сфере образовательной деятельности:

         – разработать механизм формировании и реализации сетевых образовательных программ подготовки в магистратуре и программ двойных дипломов с участием вузов Российской Федерации и Донецкой Народной Республики.

         В сфере научной и инновационной деятельности:

         – ходатайствовать о допуске научных периодических изданий, зарегистрированных Министерством информации ДНР и включенных в Перечень ВАК ДНР, к рассмотрению на предмет их включения  в Перечень ВАК РФ по специальной процедуре, исключающей ряд формальных требований, в частности  регистрацию в СМИ РФ, наличие подписного индекса и других;

– поддержать ходатайство вузов Донецкой Народной Республики перед полномочными органами РФ о признании на территории Российской Федерации дипломов кандидата наук и доктора наук, аттестатов доцента и профессора, выдаваемых в Донецкой Народной Республике, и предусмотреть возможность предоставления их владельцам академических прав и прав осуществлять профессиональную деятельность на территории Российской Федерации в соответствии с присужденной им ученой степенью. Это позволит молодым ученым ДНР реально интегрироваться в научно-образовательную сферу Российской Федерации, прежде всего в рамках участия в совместных научных проектах и программах научных грантов, финансируемых Фондами Российской Федерации;

– рассмотреть вопрос  о возможности и механизмах включения диссертационных советов научных и образовательных организаций  Донецкой Народной Республики в систему ВАК Российской Федерации.

В сфере молодежной политики и воспитательной деятельности:

– решить вопрос о возможности участия образовательных организаций ДНР в программах грантов Росмолодежи с непосредственной подачей ими как юридическими лицами самостоятельной заявки (или подготовленной в сотрудничестве с вузами РФ) и с возможностью получения целевого финансирования на реализацию проектов;

– оказать содействие и помощь по вопросам реабилитации студентов вузов ДНР, получивших ранения во время участия в Специальной военной операции, на базе санаториев, профилакториев вузов-партнеров РФ после их демобилизации.

Благодарю за внимание!

Оставьте отзыв

Ваш email не будет опубликован.


*


Олимп Бет Казино Олимп Казино twitter