«Чистые руки, горячее сердце, холодная голова» — репортаж о спецфакультете ДонНУ

«Чистые руки, горячее сердце, холодная голова» — репортаж из святая святых разведки ДНР

Когда я узнала о специализированном факультете Министерства госбезопасности ДНР, мне, как журналисту, было интересно туда попасть и рассказать о нём моим читателям.
В ведомстве пошли мне навстречу и оперативно дали разрешение на посещение. Всё, что связано с факультетом, его курсантами и программой подготовки является государственной тайной. Но завесу над ней позволили немного приоткрыть.

Революция должна уметь защищаться

Начнём с того, что вернёмся на 6 лет назад — в 2014 год. Тогда народ Донбасса восстал против государственного переворота, совершённого в Киеве на Евромайдане, и у нас в определённом смысле тоже произошла своя революция.

Я называю события «Русской весны» на Донбассе революцией и в силу поистине массового, народного характера этого явления, и полного отсутствия какого-либо воздействия на него извне, и по причине его направленности против засилья олигархов.

«Всякая революция только тогда чего-нибудь стоит, если умеет защищаться», сказал В.И. Ленин в октябре 1918 г., обосновывая необходимость усиления Красной армии для отпора англо-французской интервенции.

Истинность этой ленинской максимы оспорить не удавалось никому, вне зависимости от убеждений. Попутно отмечу, что именно Ленин является основным идеологом создания ВЧК — Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем, а те, о ком я хочу рассказать в этой статье, являются прямыми продолжателями лучших традиций этой структуры.

Донецкая Народная Республика, провозглашённая в апреле 2014 года, тут же столкнулась с необходимостью защищаться от агрессии со стороны Украины. Агрессия эта исходила не только от украинской армии: свою подрывную деятельность развернуло и СБУ при активном пособничестве западных спецслужб.

Справка

Для противостояния скрытым угрозам 7 июля 2014 года было создано Министерство государственной безопасности ДНР. Перед этой структурой вскоре остро встал кадровый вопрос: нужны были высококлассные специалисты, а их катастрофически не хватало.

Кадры решают всё. Особенно в разведке

Часть бывших сотрудников СБУ присоединилась к волеизъявлению народа Донбасса и присягнула на верность Донецкой Республике, но очень много было и таких, кто бежал на территорию, подконтрольную Украине, либо проявил себя с такой стороны, что ни о каком сотрудничестве с ними речи быть не могло — скорее, об уголовном преследовании.

Поэтому кадры было решено готовить, что называется, прямо на месте. Не только для того чтобы восполнить их нехватку, но и обеспечить со временем достойную смену.

Справка

В июле 2015 г., в соответствии с указом главы ДНР, был создан специализированный факультет для выпуска кадровых разведчиков молодой республики. В 2017 г. он был включён в состав Донецкого национального университета.

Именно здесь ведётся формирование профессионалов-чекистов, в работе которых нет мелочей — любое упущение может стать роковым или, по крайней мере, нанести серьёзный урон работе. Преподаватели факультета являются в некотором роде первопроходцами, так как на территории бывшей Донецкой области подобных учебных заведений прежде никогда не существовало.

Под колпаком у ЦРУ

Вполне естественно, что с момента своего создания факультет попал под самое пристальное внимание СБУ и западных спецслужб.

Украинская сторона предпринимает всяческие попытки дискредитировать и сам факультет, и курсантов.

Кроме того, с целью сбора информации о потенциальных абитуриентах и, соответственно, будущих сотрудниках МГБ, врагом создаются поддельные сайты и страницы в соцсетях. Поэтому нелишним будет напомнить, что никаких групп или сообществ в соцсетях у факультета нет и быть не может.

Понятно, что рядовым жителям Донецкой Народной Республики о факультете известно крайне мало. Например, в моём окружении бытует лишь убеждение, что там, в соответствии с принципами таможенника Верещагина из культового советского фильма «Белое солнце пустыни», «мзды не берут».

Как я ходила к разведчикам

В назначенный день я отправляюсь на факультет. Когда называю адрес таксисту, тот просит меня уточнить, что там находится. Не вдаваясь в подробности, отвечаю: «Один из факультетов Донецкого национального университета».

Такси высаживает меня так, что я оказываюсь на задворках здания и, пытаясь сориентироваться на местности, замечаю выходящего из боковой двери юношу в форме курсанта. В ответ на мой вопрос: «Здесь находится спецфакультет?», он парирует: «А с какой целью интересуетесь?» Праздное любопытство здесь явно не приветствуется, что логично для такого рода заведения.

В тот момент, когда я, в сопровождении бдительного будущего бойца невидимого фронта, подошла к центральному входу, к нему подъезжает автомобиль, из которого выходит пресс-офицер МГБ ДНР Михаил Попов, с которым у меня была назначена встреча, и декан факультета. Это избавляет меня от необходимости давать дальнейшие объяснения.

Мы проходим внутрь, и немедленно следует требование полностью отключить мобильный телефон. Это тоже было ожидаемо: работать придётся по старинке, полагаясь не на диктофон, а на собственную память. Мы располагаемся в кабинете декана, пьём кофе и знакомимся. К нам присоединяется несколько преподавателей. Я рассказываю, как и почему у меня возникло желание сделать репортаж на данную тему; затем мне рассказывают о факультете.

Справка

Первый набор курсантов состоял не только из ребят, пришедших со школьной скамьи, но и тех, кто в свои сравнительно юные годы имел за плечами реальный боевой опыт, полученный в горячую фазу конфликта в 2014-2015 годы.

Эти молодые люди уже на деле доказали свою преданность Отчизне, но при этом сохраняли удивительную скромность. Только во время праздника преподаватели узнавали о том, в каких боях их подопечные принимали участие, замечая на груди курсантов боевые награды.

Кого берут в разведчики

Сейчас при поступлении оцениваются как здоровье и физическая подготовка абитуриентов, так и способность выполнить творческое задание. Цель отбора — получить не только накачанные мускулы, но и всесторонне развитую личность, обладающую потенциалом в области оперативной и аналитической работы. Факультет построен по образцу военных училищ советского периода: курсанты находятся на казарменном положении.

Учащихся предупреждают, что, в случае возобновления боевых действий, все они подлежат немедленной мобилизации. Кстати, вплоть до сентября 2015 г. казарма раз в неделю поднималась по боевой тревоге. Но все, кто поступил в эти стены, были заведомо готовы при необходимости уйти на фронт. Стоит отметить, что часть курсантов до начала учёбы проживала в непосредственной близости от линии разграничения, поэтому нередкими были просьбы об увольнительных, чтобы «помочь маме застеклить окна после обстрела».

Справка

С момента зачисления на факультет, жизнь курсантов подчинена уставу и строжайшей дисциплине, а биография, родственники, имя и фамилия заменяются на «легенду».

К слову, я обратила внимание, что при моём приближении с фотоаппаратом курсанты как по команде мгновенно снимали с формы все патчи-шевроны, позволяющие хоть как-то их идентифицировать.

Трудное начало

На момент создания факультета, его руководство полностью взяло на себя обустройство и учебного корпуса, и казарм. Тогда пришлось начинать с нуля — получать мебель, кровати, постельное бельё…

Преподаватели вспоминают, что в аудиториях было невозможно проводить занятия во время дождя из-за прохудившейся кровли, а здание общежития было наполовину разрушено. Восстановительные работы велись руками самих курсантов и преподавателей, чередуясь с занятиями. Существовала и серьёзная проблема с питанием из-за того, что не было возможности выделить финансирование в полном объёме. Сейчас все вопросы решены при поддержке Министерства государственной безопасности ДНР и Министерства образования и науки ДНР.

У первых же курсантов было ощущение того, что они сами пишут историю и причастны к истокам не только факультета, но и самой Республики. В этом была своя романтика.

Справка

Учебные программы преподаватели создавали самостоятельно. Полностью отсутствовали какая-либо учебно-методическая база и литература, особенно по спецдисциплинам. Учебный процесс строился на основе опыта, полученного ранее сотрудниками в ходе оперативной работы.

За время, прошедшее с момента начала существования Украины в качестве независимого государства, в рядах её разведслужбы явственно прослеживается моральное и профессиональное разложение. Поэтому ни о какой преемственности с соответствующей структурой этой страны у разведчиков ДНР и речи быть не могло.

Как строится подготовка курсантов

Подготовка сотрудников МГБ ДНР строится на высоком воинском духе, почерпнутом из кодекса «Русского офицера». Немалую роль сыграло и изучение истории создания ВЧК под эгидой Ф.Э. Дзержинского, с дальнейшим постепенным преобразованием в КГБ СССР; изучается опыт работы разведки и контрразведки царского времени и даже… французских разведывательных служб в армии Наполеона.

Естественно, как и положено в таких учебных заведениях, в подготовку курсантов входит овладение правовыми аспектами, а также умение анализировать оперативную обстановку. Молодым людям прививаются навыки использования техники и интернета в оперативно-розыскной работе при борьбе с терроризмом в современном мире.

Будущие сотрудники МГБ ДНР должны обладать гибкостью ума, интеллектом, знать языки, психологию и иметь хорошую фундаментальную базу (что вполне осуществимо, поскольку факультет функционирует на базе старейшего вуза Республики — Донецкого национального университета).

Здесь готовится настоящая офицерская элита, которая с юности приучена к аскетизму и не просто тяжёлым, а сверхтяжёлым физическим нагрузкам, чтобы в дальнейшем суметь защитить как других, так и самих себя. Последнее является непременным условием для успешного выполнения задания.

Между прочим, в текущем году был проведён первый юбилейный выпуск курсантов специализированного факультета. К моменту выпуска, по окончании 5 лет учёбы, все они были уже трудоустроены. Причём поступившие в Alma Mater отзывы с мест прохождения службы самые лестные.

«Без права на славу во славу державы»

Мы прогулялись по аудиториям факультета, где занимались курсанты, побывали и в спортзале, где они продемонстрировали мне своё владение боевыми искусствами. Было отрадно отметить, что, наряду с парнями, на факультете обучается много девушек. Причём, по словам преподавателей, барышни стремятся максимально сравняться по всем показателям с сильным полом.

В беседе с ребятами меня интересовал следующий вопрос: девиз ведомства, в котором курсанты собираются впоследствии нести службу: «Без права на славу во славу державы».

Но ведь каждому человеку необходимо признание того, что он делает. Между тем будущие сотрудники госбезопасности заведомо обречены на безвестность (этот вопрос я уже поднимала в своей статье, посвящённой разведчице Ольге Чеховой). В чём же тогда они будут находить удовлетворение от работы и подтверждение того, что их выбор верный?

И вот что я услышала в ответ: «Уже с момента поступления на спецфакультет мы понимаем, что работа в органах государственной безопасности предполагает, в первую очередь, секретность, а также скромность во всех сферах жизни. И в нас это качество воспитывают. На старших курсах окончательно приходит осознание того, что будущая работа — дело непростое и требует она не только физического здоровья, но и силы воли, а также высокого уровня патриотизма. Это не только любовь к Отечеству, но и к живущим здесь людям. Думаю, знание того, что моя работа будет полезна обществу, поможет мне в будущем успешно выполнять поставленные задачи и получать от этого удовлетворение».

А вот ещё один ответ: «За время учёбы здесь приходишь к пониманию, что все мы пришли сюда не ради славы или материального благополучия. Наше предназначение — жить и служить во имя своей земли, наших граждан, родителей, семьи.

Недаром в гимне нашего факультета есть слова: «Без права на славу во славу державы! За мирную Родину наша борьба. Нам выпало в жизни высокое право — быть там, где вершится Отчизны судьба!» Для каждого из нас это становится правилом жизни».

По соображениям безопасности на фотографиях в репортаже вы не увидите никого из ребят — только их силуэты. Но я-то видела! Видела их горящие глаза, выражение одухотворённых юных лиц, отменную выправку…

Я покидала факультет с чувством спокойствия от того, что безопасность Донецкой Народной Республики в надёжных руках — и сейчас, и в дальнейшем.

Не знаю, сколько в реальной работе молодых специалистов будет погонь и прочей «шпионской романтики», но совершенно определённо в ней будут будни, в которых они найдут удовлетворение от успешно проведённых операций, которые нужно было скрупулёзно разработать, подготовить и спланировать с точки зрения как стратегии, так и тактики.

Они будут находить людей, которые смогут быть полезны и с которыми нужно будет организовать работу, не раскрыв себя.

И когда, благодаря усилиям бывших курсантов, будет спасена чья-то реальная жизнь или предотвращена реальная угроза, они с полным правом смогут гордиться собой.

А то, что об этом не будут трубить передовицы газет и не расскажут дикторы с экранов телевизора, так ли уж это важно, в конце-то концов?

Светлана Киселева

По материалам сайта: https://zvezdaweekly.ru/news/20201191249-GxsDR.html?fbclid=IwAR3DVOMbEOXEO0x5MG7wwZF2J1Yf-PD-nAFop0ymxmWiXzVFKC4VveyqhmM

Оставьте отзыв

Ваш email не будет опубликован.


*


Олимп Бет Казино Олимп Казино twitter